Пройти между скалами по узкой стропе над горной речкой, да ещё на высоте около 70 метров в дождь и туман… Скажете, так себе прогулка? А вот кто-то мечтал о такой прогулке с детства и мечту осуществил.
На прошлой неделе в соцсетях очень быстро по всевозможным пабликам разлетелось видео от Александра Чазова, где молодой человек по стропе, которая колышется на ветру, словно тонкая нить, проходит между Чёртовым пальцем и основной скальной стеной на Усьвинских столбах. Не заметить такое было сложно, потому мы решили пообщаться с участниками события: инициатором и исполнителей этого перехода Евгением Сакулиным и автором видеоролика Александром Чазовым. Чтобы взглянуть на это сразу глазами главного героя и рассказчика.
ВЫСОТА – ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ
Первый наш собеседник – профессиональный альпинист и спелеолог Евгений Сакулин.
– Евгений, скажите, как произошло, что увлечение стало для Вас основным занятием, профессией? У большинства ведь это так и остаётся на уровне занятия выходного дня.
– Да, с четвёртого класса я занимался в кружке юных геологов в ДЮЦ в Губахе, у Любови Юрьевны Меньших. Её муж, Сергей Алексеевич, водил нас в пещеры. Так я начал заниматься исследованием пещер, понравилось. Потом поступил учиться в Екатеринбург, начал ездить с екатеринбургским спелеоклубом в пещеры выигрывать соревнования. Уже в 2014 году, съездил на первый чемпионат мира по промышленному альпинизму. Мы выиграли, и так я остался жить в Москве.
Можно сказать, что спелеология, альпинизм сейчас уже стали частью моей жизни. Это смысл жизни, и этим я постоянно занимаюсь по работе. Я стал промышленным альпинистом. Мы обрезаем оброс и деревья, бывает, удаляем сухие, в общем, высотные работы любой сложности.
– Расскажите, какие вершины штурмовали и в какие пещеры спускались (наиболее интересные моменты)?
– Вообще, я не люблю хвастаться. Мы много куда ездим. За границей очень часто бываем, работаем в международных экспедициях с National geographik. Про нас даже снимали фильмы. Вот сейчас мы работаем в Азии, в Узбекистане, пытаемся соединить две глубочайший пещеры в Азии в одну систему, она войдет в тройку, глубочайших на планете. Это вполне реально. Потому как у нас международная экспедиция, мы постараемся это реализовать.
– Что Вас больше всего привлекло в этой экстремальной прогулке на Столбах? Что подвигло на такой смелый шаг?
– Вообще, изначально был план снять мотивирующие видео о том, что простой парень из глубинки, в моём случае – из Губахи, может добиться и натренироваться до такой степени, что сможет приехать к себе на родину и сделать всё, что угодно, например, залезть на Столб на стенку, натянуть стропу, пройти по ней ногами… То есть у людей нет границ, люди могут всё. Но погода внесла свои коррективы. У нас было очень мало солнечного времени, и, плюс, всё-таки Усьвинские столбы – это особо охраняемая природная территория, вдруг там нельзя ни лазать, ни бурить дырки, ни летать на коптере. Соответственно, всё это делали достаточно быстро: непонятно было, насколько это всё вообще разрешено-не разрешено. Плюс погоды не было всю неделю, поэтому как получилось, так получилось.
Ещё хотел добавить, что я всё-таки делал это также и для популяризации туризма, ну и для рекламы своего родного города, хотя о нас и так уже все знают, потому что на чемпионатах мира со сборной России по промышленному альпинизму выступают двое парней из Губахи. Вот поэтому дополнительно ещё хотел отрекламировать свой родной город, что там достаточно интересных мест, которые люди просто обязаны посетить.
– Какие чувства испытывали, шагая по стропе?
– Мне очень приятно, что я, губахинец, у себя на родине сделал такой проект. Это в целом очень круто. Это просто вызывает бурю эмоций. Это замечательно, когда есть возможности, есть такие вот места классные, где можно сделать что-то интересное, о чём мечтал с детства. Потому что я в детстве не был на Усьвинских столбах, Я только о них слышал. И вот сейчас – возможность не только приехать сюда, но и удивить, так сказать, земляков таким прохождением по стропе.
– С какими трудностями столкнулись во время прохождения? Какие опасности возникли? Как их преодолевали?
– Хождение по стропе на большой высоте оно само по себе очень сложное, потому что мозг не может настроиться на то, что под тобой, несколько десятков или сотен метров. Очень тяжело даже встать на такой стропе, хотя на земле можно встать и пройти по стометровой стропе человеку, а на высоте можно и по десятиметровой стропе не пройти, потому что будет высоко и голова не может адекватно всё оценивать, и ноги просто подкашиваются – невозможно встать.
У нас были плохие погодные условия был ветер, плюс я всю ночь монтировал линию, и мне было физически и морально тяжело. Поэтому нужно было всё быстро пройти и поехать обратно. Соответственно да, было тяжело, сложно. Плюс восхождение на Столб. Местные ребята, альпинисты, мои друзья, которые меня консультировали, сказали, что в дождь на Столб никто не лазит, потому что смертников нет. Но так получилось, что пришлось лезть в дождь по сырому, а сверху там трава мокрая…
В общем, были свои нюансы, были большие риски, но мы справились. У нас в целом всё хорошо.
– Что Вы чувствовали, когда достигли финиша?
– Когда мы всё сняли, когда я дошёл до конца, стало понятно, что надо быстрее все собирать и уезжать поскорее домой. Плюс все были уставшие, мокрые. Я это всё делал в одиночку, носил туда мешки очень долго, очень много времени занял и демонтаж верёвки, стропы и всей навески.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ИЗ ОБЛАКА
А теперь пришло время поговорить с человеком, который стал видеолетописцем событий – фотохудожником Александром Чазовым.
– Александр, насколько я поняла, Вас с Евгением объединяет увлечение. Интересно, как соединяются творчество (Вы же фотохудожник) и столь рискованные мероприятия?
– Женя – спортсмен, профессионал, и он в большей степени альпинист и спелеолог. А я – так, любитель, можно сказать, хоть и в горы хожу и на скалах бываю. Моё увлечение альпинизмом, горными походами неразрывно связано с творчеством. Там, где я, там всегда со мной фотоаппарат. Каждый поход, каждое восхождение добавляет в мой фотоархив всё больше красивых фотопейзажей из разных уголков мира.
– Каково это было – наблюдать за человеком, который идёт по тонкой стропе на такой высоте? Какие чувства испытывали? Страх за Евгения, восхищение его смелостью?
– Ну, сам процесс наблюдения за проходом Жени по стропе не вызывал у меня волнения – всё было на виду, с использованием необходимого снаряжения и страховки, всё как надо. А вот в день накануне съёмки я немного понервничал, когда Жени долго не было видно ни на стене, ни на скале. Уже было хотел идти туда и проверить обстановку, как он появился в поле зрения, и я сразу облегчённо вздохнул.
– С какими техническими сложностями Вы столкнулись во время съёмки? Вообще, с какой точки велась съёмка? Сложно ли было снимать с такой позиции?
– Вообще, стоит сказать, что погода диктовала свои условия – несколько раз пришлось переносить дату приезда.
Технические сложности в съёмке были из-за низкой облачности, которая буквально спускалась на скалу и на стену. Находясь внутри такого облака, становишься весь мокрый. Соответственно, приходилось останавливать процесс и укрывать технику. Ну, и к тому же в такие моменты видимость была очень плохой.
Кстати, и Женя в день подготовки в общей сложности, наверное, часа три провёл в сыром облаке и насквозь промок. Мне в этот раз не пришлось лезть на скалу – Женя всё техническое обеспечение осуществлял исключительно в одиночку (так было задумано изначально).
Съёмка велась с выступа на стене, который обычно туристы используют как обзорную площадку, поднимаясь по тропе наверх.
– Что было самым трудным в этой съёмке? Технически, эмоционально, с точки зрения безопасности?
– Самым трудным было поймать погодное окно между тучами, чтоб его хватило на съёмку прохода. Ещё пришли туристы с собаками, и одна из собак стала носиться возле меня и двигать штатив – вот это неприятненький момент был.
– Как Вы считаете, удалось ли передать на видео всю сложность и красоту этого испытания? Удалось ли запечатлеть эмоции, риск, невероятный вид?
– Нет, всё не удалось передать. Я вообще крайне редко бываю довольным своими работами более одного часа. Просматривая свои работы, мне постоянно хочется что-то переснять или снять по-другому, постоянно провожу работу над ошибками и думаю, как снимать в следующий раз.
– Есть ли у Вас какой-то момент из видео, который подходит под определение «остановись, мгновенье» (наиболее удачный кадр, например или ещё что-то)? Что запомнилось больше всего?
– Наверное, это момент, когда в широкий кадр входит полностью и река, и Чёртов палец, и стена, и крошечный человек, идущий по стропе на большой высоте.