Весной дерево радовало дружным цветением, а под осень потеряло лоск, листья стали сворачиваться в спираль. Похожая беда у смородины. Другие деревья-ровесники Нового города уныло опускают ветки с листьями, изуродованными чёрными метками, а третьи не спешат радовать ягодами, потому что те превратились в уродцев.
Кому знакомы такие картины? Мы заинтересовались этой темой после одной из наших предыдущих публикаций. Там шла речь о строительстве комбината для переработки ТКО. Конкретно – использоваться будет битое стекло и коксовый газ, а в итоге получаться – пеностекло. Ну, вроде ж хорошо: то, что нам мешает, превратят в нужную и безопасную штуку. Но нет, нашлись бдительные губахинцы, которые тут же отреагировали ядовитыми комментариями.
Суть одна: будущий завод – новая беда. И так, мол, гибнем от того, что уже есть. Дальше с конкретным указанием на действующие предприятия идут замечания. Так, оказывается, в окрестностях Губахи чернеют тополя. По мнению читателей, – это верный признак вредных веществ, которые выделяют в атмосферу заводы. Другим «верным признаком» оказались стручки на черёмухах вместо ягод.
Конечно, мы присмотрелись к нашим деревьям и да, обнаружили много чего неприглядного. Понятное дело, чтобы выяснить, чья тут вина, стали искать экспертов, которые разбираются в стручках и пятнах лучше нашего.
РОДИМЫЕ ПЯТНА ИВОВЫХ
Тополя, которые в Губахе растут чуть ли не со дня появления на карте её новой части, сплошь и рядом страдают от непонятных чёрных пятен на листьях. Правда, утверждение, что всё это из-за наших заводов, даже такого дилетанта в области ботаники как автор этих строк заставило усомниться. Просто издавна знаю историю появления первых тополей, посаженных ещё на улицах Верхней Губахи.
Старшее поколение помнит, какой там была атмосфера. Так вот, тополь тогда оказался самым выносливым деревом. Молодые топольки прижились, выросли и стали настоящими кислородными фабриками для жителей. Замечу, пятен за всё время на них не появлялось.
Неужели сейчас экологическая обстановка в городе страшнее той, что была в 40-50-х годах? Думается, нет. Даже в 80-х было хуже. Тогда порой утром над городом витал запах печёной картошки, а листва деревьев просто могла облететь в середине лета. Сейчас всё по-другому.
Но оставим догадки. Я же обещала мнение специалистов. Так вот, кандидат сельскохозяйственных наук Элла Соколова уверена, что чёрные пятна на листве тополя говорят не о вредной химии, а о вполне натуральных вредителях. Чернота – это болезнь, так называемая парша. Виноват грибок, конкретно Pollaccia radiosa.
– В начале лета на верхней стороне листьев образуются фиолетово-бурые округлые или неправильной формы пятна разных размеров. Позднее на пятнах появляется бархатистый оливкового цвета налёт мицелия со спороношением возбудителя. При сильном поражении отдельные пятна сливаются, охватывая почти всю поверхность листьев. Поражённые листья деформируются, усыхают и опадают.
Кроме листьев, болезнь поражает молодые побеги, которые чернеют, засыхают и загибаются в виде крючков, а иногда ломаются. На двух- и трёхлетних побегах развиваются удлинённо-овальные раковые раны.
Массовое распространение болезней листьев при высоком уровне поражения приводит к их преждевременному опадению и изреживанию кроны, ослаблению молодых растений и снижению прироста, потере декоративности тополя и снижению его защитных функций в разных типах насаждений.
Итак, виноват грибок. У его распространения есть помощники – например, старость деревьев, повреждение стволов от физического воздействия и прочие.
ЛИСТЬЯ-УЛИТКИ
Теперь – о яблонях и смородине. К середине августа их листочки превратились в улиток. Только выглядят они уж совсем не эстетично. Почему же красота неописуемая обернулась страшненькими свёрнутыми листьями?
Здесь тоже есть вполне реальные переносчики болезни. Вот мнение эксперта:
– Скручивание листьев у яблонь и смородины может быть связано с поражением вредителями, такими как листовёртки или мухи. Например, яблоневый цветоед и смородинная муха могут вызывать такие симптомы. Их личинки проникают внутрь листа, вытягивая питательные вещества из него.От такого симбиоза листья скручиваются или деформируются, превращаются в этакую спираль или улитку.
При внимательном рассмотрении внутри такой спирали можно заметить личинок или взрослых особей.
Поскольку распространители этой болезни – насекомые, которые легко и быстро перемещаются, заражение рядом растущих деревьев и кустарников происходит почти мгновенно. А это может подпортить не только внешний вид садов и улиц, но и урожай.
ЯГОДЫ-СТРУЧКИ
Наконец, добрались до тех, кто урожай не просто портит, а губит в зачаточном состоянии.
Опять же весной – аромат и пышный цвет, а летом – о ужас! Черёмуха вместо ягод пугает всех непонятными стручками. Скажете, тут-то уж точно химия повлияла, привела к генетическим изменениям? Знатоки говорят другое.
– Формирование стручков вместо ягод у черёмухи может указывать на вирусные инфекции или грибковые заболевания. Наиболее известное заболевание – так называемые кармашки. Они появляются под воздействием сумчатого гриба Тафрины.
Заражение деревьев происходит в период цветения. Кроме черёмухи этой патологии подвержена слива. Для других плодовых культур грибы рода Тафрина безопасны, – говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории биоразнообразия растительного мира и микобиоты Института экологии растений и животных Ираида Ставишенко.
Безусловно, есть такие плоды нельзя, так что с появлением Тафрины можно прощаться с урожаем.
ЗЕЛЁНЫЕ ДРУЗЬЯ НА ПОРОГЕ ПАНДЕМИИ?
Что же может произойти дальше, если не обращать внимания на все эти стручки и пятна? Ответ известен. Вы же помните, как распространяется любая болезнь и к чему приводит? Болезни растений – не исключение.
Если просто наблюдать за поражёнными деревьями, их болячки будут спокойно кочевать, переходить дальше, поражая всё новые деревья и кустарники. То есть в растительном мире начнётся эпидемия (всё как у людей).
Вредителимогут переносить вирусы и инфекции с одного растения на другое. Это происходит не только в пределах одного вида, но и между различными растениями.
Некоторые патогены имеют широкий спектр хозяев и могут поражать несколько видов деревьев и кустарников, что делает риск распространения особенно высоким.
А что является результатом эпидемии, если не лечить больных? Совершенно верно: смерть. То есть мы, бездействуя, можем увидеть массовое вымирание определённых видов растений или (при пандемии) исчезновение растительности. Последнее, конечно, звучит слишком апокалипсично, но…
Что же делать? Прежде всего, не стоит жалеть старые тополя, поскольку в их возрасте справиться с болячками очень сложно, тем паче, когда они поражены по всей округе. И, уж если пилить, то под корень, а не на два метра от земли. Поскольку оставленный ствол-пенёк даёт новые побеги. При этом дерево остаётся больным.
Среди прочих лиственных «страдальцев» нужно провести чистку. Убрать заражённые ветви и листья – срезать и сжечь, а после (ближе к осени) обработать все деревья медным купоросом или бордосской смесью. Весной стоит повторить обработку перед цветением.
Ягодные растения можно ещё во время плодоношения обработать биопрепаратами.
А что касается производства пеностекла, которое, как вы помните, послужило причиной изысканий, оно как раз никому не помешает. Заметьте, оно не вырабатывает коксовый газ, а использует его. То есть направляют его в мирное русло.
Кстати, о ныне действующих заводах, по нашему обращению инспекция по экологии сделала дополнительный замеры и не обнаружила превышения допустимых норм вредных примесей в атмосфере.