Что и говорить, не везёт Губахе с вокзалами! Пассажиры первого из них, почти вплотную примкнувшего к коксохимзаводу, в полной мере вкусили «красоту» промышленного Молоха, являющего себя огромными всполохами огня, гари и копоти. Эти картины "ада на земле" дополнялись концентрированным запахом сероводорода.
Второй вокзал, открытый в 1976 году, просуществовал 35 лет и был закрыт по решению РЖД. Сегодня здесь - остановочный пункт. А мы вспомним, как и почему возник новый вокзал-станция, которому в этом году исполнилось 45 лет.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Подготовка к строительству вокзала «Губаха-пассажирская» началась в 1973 году. А впервые о необходимости его строительства заговорили в 1961 году. Дело в том, что старый вокзал, расположенный на Нижней Губахе, оставлял удручающее впечатление. Кроме скученности и примыкавших вплотную к линиям бараков, повсюду были чернота, копоть и огонь коксохима.
После того, как в 70-х начал разрастаться Новый город, где появились новые здания, оделись в зелень улицы, станция оставалась притчей во языцех. Именно поэтому Вениамин Хмелёв, тогдашний руководитель города, обратился в МПС с просьбой о перенесении вокзала из загазованной зоны в другое место. Для него был выбран район бывшего разъезда «Косьва».
Стройка стала общенародным делом. 15 августа 1973 года в подготовке дороги участвовали работники горисполкома, управления горбыткомбината, губахинского ОРСа, горвоенкомата, нарсуда и милиции. Предстояло расчистить территорию по обе стороны дороги на расстоянии 10 метров, а это значит - вырубить сушняк, выкорчевать пни, затем погрузив их в кучи.
Был создан специальный депутатский пост, который отслеживал ход строительства. На месте запланированного вокзала находилась отвесная скала и, прежде чем начать строительные работы, необходимо было её взорвать и вывезти груды камней и земли. Не всё было гладко с этой вывозкой. «Уральский шахтёр» от 22 июня 1974 года писал, что строители устроили свалку глины и щебня вдоль одной из дорог, ведущей к стройке, завалив деревья-великаны и кустарник, которые в результате погибли. А «ведь за вывозку земли со строительной площадки уплачены деньги, перевозка же должна была производиться в совсем другом месте», - заключает И. Куделько, руководитель депутатского поста.
ОТКРЫТИЕ ВОКЗАЛА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
Само здание вокзала должны были сдать в эксплуатацию в 1974 году. Но скоро только сказка сказывается, поэтому к июлю была построена лишь часть коробки здания. Вот как об этом пишет городская газета 13 июля 1974 года: «Утром 9 июля на стройку должны были привезти панели для перекрытия, привезли же их в 14.30. Это почти к концу смены. Зато позаботились подвезти целую машину раствора. За день расходуется только половина раствора, оставшиеся излишки на следующий день оказываются непригодными. Это получается только потому, что пусковому объекту не уделяется внимание».
В ноябре того же года газета вновь отмечает, что до сих пор не проложена канализация и водопровод, не начата прокладка энергоснабжающего кабеля, не завезён трансформатор, хотя здание подстанции готово. Здание осталось на зиму без кровли, утеплитель промочило осенними дождями насквозь, вода проникла внутрь помещения. Остекление не закончено, котёл не обмурован, труба не сложена. За срыв темпов строительства руководителям подрядных организаций придётся отвечать перед городским комитетом народного контроля.
В мае 1976 года, вне зависимости от перипетий строительства, вокзал был сдан в эксплуатацию. В.А. Хмелёв очень гордился своим детищем. Он часто посещал вокзал и всегда лично поздравлял коллектив станции и с 8 Марта, и с профессиональными праздниками. Приезжал он всегда с цветами и от души благодарил за работу.
В те годы с «Губахи-пассажирской» можно было добраться до Адлера, Новороссийска, Симферополя. Ежедневно проходил пассажирский состав до Москвы, в летний период добавлялся второй. Ходили составы до Перми, Свердловска, Казани.
ЗАКРЫТИЕ
После 90-х перед Чусовским отделением РЖД встал вопрос о сокращении одной из станций - Расик или Губаха. Выбор пал на Губаху. Опять вокзалу не повезло. В результате станция превратилась в остановочный пункт под номером 2030077. Был разобран второй путь, а в 2002-м закрыто багажное отделение. Затем были сокращены кассиры.
Упразднены вагоны южного направления, убраны московский и казанский составы. Постепенно всё стало приходить в упадок: закрылись буфет, киоск, закатали машинами клумбы.
Причины просты. РЖД ссылается на нерентабельность станции. К ней привело падение численности населения шахтёрского региона и бурное развитие автобусного транспорта. И в этом году никто не вспомнил о юбилее. Ни в мае – в месяц сдачи станции в эксплуатацию, ни в августе - в профессиональный праздник железнодорожников.
При подготовке статьи использованы материалы краеведческого отдела городской библиотеки.