Продолжая пользоваться сайтом mediakub.net, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера и соглашаетесь на обработку персональных данных

Согласен
16+
8 мая 2023

Воспоминания в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи
Общество
  1. Общество
Мистические истории с фотографией, снайперские дуэли... Всё, чем жили фронтовики во время и после Великой Отечественной

Неожиданные открытия, родные имена и даже фронтовые рифмы. Это то, чем наполнили первые майские дни участники клуба «Краевед» в центральной библиотеке.

Губахинские любители истории родного края на сей раз обратились к человеческим судьбам. Тому есть объяснение: совсем скоро День Победы, а у нас, как известно, «не семьи такой, где б не памятен был свой герой». В клубе второй год подряд проводят акцию под хештегом #Губахапомнит.

Все материалы. Посвящённые фронтовикам, краеведы публикуют в сообществе центральной библиотеки во ВКонтакте, мы же взяли у них лишь то, что можно перенести на газетную страницу. Сегодня знакомим и вас с воспоминаниями о героях.

ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫЕ

После окончания Ленинградского горного института прибыл на шахту им. Калинина новый главный механик. Так начались губахинские страницы жизни Ивана Романова. Здесь родилась дочка, которую назвали Углиной. Ну как ещё назвать девочку в шахтёрской Губахе? Была уже в семейном штате Ангелина, а после войны появится Галина. В общем, рифма соблюдалась.

Пороху Иван успел понюхать ещё в боях на Халхин Голе в 39-м, а в 41-м прошёл краткосрочное обучение в эвакуированном в Кунгур Киевском танкотехническом училище

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Иван Павлович Романов

Не прекращая учебного процесса, преподаватели, командиры подразделений и курсанты возводили военный городок и учебно-материальную базу.

Курсанты занимались в две смены по десять часов, днём и ночью. Почти все занятия проводились в поле и мастерских.

Перед самым выпуском из училища Иван сфотографировался вместе с приехавшей на свидание женой и уже знакомой нам дочкой Углиной. С этой фотографией случилась почти мистическая история. Оказалось, что ещё одна мужская фигура на заднем плане – это Рувим Павлович Репницин, женатый на одной из сестёр Ивана Павловича Романова. Вот так, два Павловича, но не брата.

Однажды совершенно случайно повстречались они на фронте, несмотря на то, что один служил в танковых, а другой в стрелковых войсках. Встреча была краткой. Успел Иван сунуть в руки Рувиму офицерский паёк, и – прощай, товарищ, пора в путь-дорогу.

Служил Иван в 28-й танковой бригаде, получившей затем звание гвардейской и индивидуальное «имя» Лиозненская.

Интересный документ принёс Александр Юрьевич – список сданных в ремонт танков, каждый со своим именем. Здесь и «Прут», и «Слава», и «Дорфман», и ласкающие слух «Кама» и «Урал». А ещё бригада отличилась тем, что первой начала использовать трофейные «тигры»: отремонтируют, кресты закрасят, звёзды нарисуют, развернут в обратном направлении – и в бой. Наверняка, и воентехник Романов принимал участие в этих превращениях.

Бравый гвардии майор демобилизовался в 1946 году и вернулся в Губаху. Возглавлял автоколонну треста «Андреевуголь», а затем автобазу № 5.

В 1960 году семья переехала в Соликамск, но помнят о Романове Иване Павловиче семьи Пепеляевых и Репнициных. А маленькая Наташа Репницина, ныне уважаемая Наталья Вячеславовна, как две капли воды похожа на девочку военной поры с красивым именем Углина.

Александр Пепеляев.

ВЗВОДНЫЕ

На исходе Великой Отечественной войны вернулись в Губаху два фронтовика и устроились на работу в школы, которые окончили незадолго до войны. Звали этих учителей в солдатских шинелях Василий Леонтьевич Клец и Иван Яковлевич Ловиков. Совсем скоро стали они директорами этих школ. Клец возглавил школу № 2, Ловиков – первую. Позже земляки присвоили им звание почетного гражданина города.

Казалось бы, у каждого своя биография, но как часто линии их жизней почти совпадали и превращались в одну широкую реку Судьбы.

Оба, почти ровесники, из поколения первой половины 1920-х. Именно оно пострадало больше других в войне. Всего три процента выживших! Повезло Ивану и Василию, что они вошли в эту страшную для страны, но счастливую для них статистику.

Оба призваны в армию в 1942-м, оба – лейтенанты, командовали взводами. Те самые «ваньки-взводные», о которых говорили: «Меньше взвода не дадут, дальше фронта не пошлют». Полмиллиона погибло их на фронтах Великой Отечественной. А для Клеца и Ловикова – ещё один повод для счастья. На этот раз они не попали в статистические сводки потерь.

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Иван Яковлевич Ловиков

Воинская специальность Клецу и Ловикову досталась одинаковая – они воевали пулеметчиками. «Где пулеметчик Мишка – там фашистам крышка», - шутили наши бойцы. Даже один вовремя вступивший в дело пулемет мог остановить вражескую атаку.

С войны Клец и Ловиков вернулись живые, но вовсе не здоровые. У обоих была инвалидность по ранению: у Клеца – вторая (нерабочая) группа, у Ловикова – третья.

А после войны оба стали работать в родных школах – первой и второй, а потом и возглавили их. Оба преподавали одинаковые предметы – физику, математику, начальную военную подготовку. Преподаванию последнего их научила война.

Оба получили звания почетных граждан Губахи. Правда, Клец об этом не узнал – звание было присвоено посмертно. А Ловиков удостоился этой чести аж дважды – в 1991 и 1998 годах.

Их можно назвать первыми поисковиками Губахи. Патриотическое воспитание детей было у них в приоритете.

А потом их пути-дороги разошлись. Причина – смерть в 1993 году Василия Леонтьевича Клеца. В этом году в октябре у него 105-летний юбилей. А Ловиков успел отметить свой вековой юбилей в 2020 году. Как будто выполнил завет фронтовой медсестры. Готовя его к отправке в тыл и поправляя одеяло, она произнесла: «Ты хоть знаешь, Ванечка, что тебя из палатки смертников достали? Ну ничего, теперь все будет хорошо. Век проживешь…».

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Василий Леонтьевич Клец

Есть изречение: «Сценарий судьбы написан не вами, но сыграть его придется все-таки вам». Клецу и Ловикову пришлось «играть» свои роли на фоне исторических событий. Благодаря их фронтовым «эпизодам» мы выиграли ту страшную войну. А в родной Губахе они уже были на первых ролях. Их многие знали, их помнят до сих пор. Остались школы, которые они поднимали из военных руин. Эти школы продолжают патриотические традиции, которые заложили два учителя в солдатских шинелях – Клец и Ловиков.

Клуб «Краевед».

ЖИЗНЬ – НЕ ТИРЕ МЕЖДУ ДАТАМИ

Мой отец Зинский Иван Андреевич родился 20 июля 1920 года на Украине, в 150 километрах от Одессы, в деревне Плосковом. По доносу, в 1929 году всю семью выслали на Урал.

Вскоре умер отец семейства, отправили в Казахстан старшую дочь Ольгу, и осталась мать, Екатерина Григорьевна, с двумя сыновьями, Пантелеем и Иваном. Младший учился в начальной школе в лесном посёлке, семилетку кончал за 30 километров от дома. За продуктами ходил к матери по тайге пешком, мёрз, голодал. После семилетки поступил в Пермское педучилище. Мечтал стать военным, но не та оказалась анкета, поэтому выучился на учителя. Училище окончил в 1940 году и был направлен в сельскую школу в Чусовском районе. Перед началом Великой Отечественной войны назначили 21-однолетнего парня заведующим школы.

Менее чем через год началась Великая Отечественная война, но попал Иван на фронт только в 1943 году. 2 февраля 1943 года он был отправлен в Чебаркуль, где формировались артиллерийские подразделения.На службу был направлен в качестве топовычислителя в 64 бригаду тяжёлой артиллерии. Первый бой, в котором довелось участвовать молодому артиллеристу, состоялся под Калинином (ныне Тверь).

С ноября 1943 года командиром 64 бригады назначили подполковника Александра Васильевича Чапаева, кавалера ордена Александра Невского, старшего сына легендарного героя гражданской войны. Бригада вела боевые действия на Калининском фронте с 1943 года, затем прошла с боями через Белоруссию и Восточную Пруссию. Участвовала в разгроме Курляндской группировки противника. Это боевой путь нашего отца, история, вошедшая в его биографию. Но и ему, молодому сержанту, довелось стать действующим лицом важного исторического события.

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Иван Андреевич Зинский

В мае 1945 года бойцы ждали приказа о наступлении. Сержант Иван Зинский с группой солдат отправился получать продукты для личного состава. На крыше склада ребята установили наблюдательный пункт и отсюда первыми увидели белый флаг, вывешенный на гарнизоне противника. Курляндская группировка, на которую гитлеровцы и их сторонники возлагали большие надежды, сдалась... А далее на этой территории уже шла борьба с бандформированиями.

Вскоре И.А. Зинский получил приказ о демобилизации. Учитель по профессии, по окончании войны в Европе он должен был вернуться к педагогической деятельности. Это уже особая история о том, как государство заботилось об образовании подрастающих поколений.

А.В. Чапаев, под началом которого довелось воевать Ивану, слыл командиром жёстким, суровым, требовательным, не щедрым на награды. Но отец за образцовое выполнение боевых приказов командования был отмечен благодарностями в пяти приказах Главнокомандующего…

И.А. Зинский был награждён медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.

Однако своим боевым прошлым наш отец не кичился и вообще войну вспоминать не любил. Ему это было очень трудно психологически. Всю жизнь он переживал эпизод гибели лучшего друга, когда на его глазах немецкий снаряд попал в соседний артиллерийский расчёт.

С 1 января 1946 года И.А. Зинский был принят на самую мирную работу – заведующим горметодкабинетом города Губахи, затем стал учителем начальных классов школы № 5, а с 1950 года — завучем средней школы
№ 1, начал заочно учиться на физико-математическом факультете Пермского пединститута, но… случился первый инфаркт, и образование осталось незаконченным высшим.

Когда в школах ввели производственное обучение, отец стал заведовать этой учебной частью, а также преподавал математику и физику в среднем звене школы № 1. Он был очень требователен, ученики его побаивались и уважали.Очень любил природу, ходил с ребятами в походы, старался никого не обижать и был справедлив, скромен, немногословен, сдержан. При этом обладал тонким чувством юмора.

Одна человеческая жизнь, тире между датами рождения и смерти, но сколько вместила она событий, страданий, трагических переживаний и кратких моментов радости, счастья, гордости!

Екатерина Зинская.

ВОЛЯ К ЖИЗНИ

При жизни мой папа, Борис (Ура) Джураев, очень редко и скупо, с болью в сердце рассказывал о своём нахождении в плену в «Миллеровской яме». По Божьей ли воле, силе духа, молодости и любви к жизни, но он чудом остался жив.

Парадокс, но когда я, его дочь, уроженка Губахи, встретила своего будущего мужа в Перми, мы и предположить не могли, насколько тесно переплетутся наши судьбы. Муж оказался родом из Миллерово. Вот как можно было пересечься? Приехал с юга на Урал. Учился он в Ижевске, по распределению оказался в Перми, где и я училась и работала в эти годы.

Папа, несмотря на преклонный возраст и болезни, с уважением и радостью согласился на столь дальнюю поездку на нашу свадьбу в тот город, призрачный и реальный город Миллерово. Там 4 марта 1978 года состоялась наша свадьба.

Несмотря на то, что прошло уже 35 послевоенных лет, он нашёл в себе силы вновь пройтись по кровавым тропам былого заточения. Видимо, воспоминания не отпускали его все эти годы. Удивительно, но как жива была его память! Он рассказывал о тех днях выживания в нечеловеческих условиях. Скажу честно, были и скупые мужские слёзы. Видимо, очищающие, прощальные слёзы ветерана, дожившего до счастливых дней.

Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Ворис (Ура) Джураев с младшей дочерью

В конце 1979 года у папы родился первенец-внук. Но Судьба вновь распорядилась по-своему: деду и внуку не суждено было встретиться в этой жизни...

Как говорил папа, их освободили части нашей армии в начале 1943 года. Дальнейшая участь стандартна для того времени: рудники в Норильске. После войны реабилитировали и отправили на Урал, на работу в шахтах. Можете себе представить, каково было ему, южному человеку (родом из Туркмении), с подорванным здоровьем выживать в суровых условиях?

Тем не менее, жизнь брала своё. Со временем он встретил свою любовь– нашу маму. Работали, воспитывали детей (троих дочерей и сына), надеялись на лучшую жизнь.

Обидно, что папа рано ушёл из жизни, в феврале 1980-го. Причиной, видимо, были и фронтовые раны, и жизненные переживания (долгие годы не имел весточек от родных и близких людей из Туркмении), и последствия тяжёлых работ на рудниках Норильска и шахтах Урала.

Отец был очень скромным, трудолюбивым, уважаемым человеком. Пусть у него не было высшего образования, но был богатый жизненный опыт, потому довелось работать и на руководящих должностях.

Насима Иванова.

ЗОЛОТЫЕ РУКИ СНАЙПЕРА

Мой прадед Матвей Егорович родился 12 августа 1920 года. В августе 1940 года он был призван для прохождения срочной военной службы на Дальний Восток в 40-й стрелковый полк, где и застала его война. В ноябре 1941 года прадед был направлен на фронт, где воевал в составе разных частей в качестве снайпера.

22 июля 1943 г. во время битвы на Курской дуге Матвей Егорович был тяжело ранен в голову. После госпиталя он уже не вернулся в родную часть. Его откомандировали в латвийский город Тукумс в военную комендатуру, где он служил с ноября 1943 по ноябрь 1945 года.

В 1961 году прадед со своей семьёй переехал в Губаху. Он работал в горноспасательном отряде шахты «Центральная», по совместительству вёл кружок «Умелые руки» при углеуральском Доме пионеров. В 1980 году переехал в Новую Губаху, где тоже работал в Доме пионеров до 2002 года. Он умел всё. Как говорят взрослые, у него были золотые руки. Общий трудовой стаж прадеда составил 65 лет.

Арина Курышева, правнучка героя.


Воспоминания  в солдатской шинели. О переплетениях судеб и фронтовых буднях своих отцов и дедов рассказали краеведы Губахи

Помню, спрашивала: «Деда, а ты сколько фашистов уничтожил?». Тот замыкался и кратко отвечал: «Сколь ни есть, все на моей совести».

Снайпер – это ведь всегда индивидуальный бой, иногда дуэль, когда «коллеги» по обе стороны фронта вступают в негласное соревнование: кто кого в буквальном смысле. Причём, как вспоминал Матвей Егорович, «нельзя ведь было через прицел оценить результат выстрела. Надо быстро ретироваться с позиции, иначе уже сам становился мишенью».

Хорошо подготовленный снайпер в одиночку мог уничтожить сотни солдат и офицеров противника. Высококвалифицированные стрелки, многие в прошлом охотники, занимали особое положение в рядах красноармейцев и держали немцев в постоянном страхе.

Дед рассказывал, как долго они сидели в окопах, немытые, в грязном белье, все потом пропахли. Начали соревноваться, у кого больше чирьев (фурункулов). Дед Матвей радостно восклицал: «И что ты думаешь?! Я ведь победил тогда – 40 чирьяков!»

А чему, по сути, радоваться? Тут один-то прыщик докучает, а 40 фурункулов – всё тело болит. Вот он, быт войны.

А после войны Матвей Егорович учил губахинских мальчишек вполне мирному мастерству – работе по дереву. В музее до сих пор хранятся изделия, к которым приложил свои золотые руки бывший снайпер Великой Отечественной.

Лариса Шабанова, внучка героя.

Повторимся, что мы выбрали из материалов, предоставленных краеведами, лишь часть – наиболее полные рассказы о судьбах фронтовиков. А есть ещё и стихи, которые написаны в окопах, и тёплые, «ламповые» рассказы о фронтовиках. Быть может, не слишком подробные, подчас перемежающиеся с поисками информации и личными рассуждениями. Участники клуба, помимо воспоминаний, подготовили ещё и видеоролики о каждом герое, и многое другое. Всё это они выкладывают в сети Интернет.


Текст:
Фото:
Смотрите также
ТОП-5
Реклама и объявления

На сайте mediakub.net

26 000+

человек в месяц

В газете "Уральский Шахтер"

4 200

экземпляров - тираж за неделю

В группах "Губаха - Точка роста" в социальных сетях

8 000+

человек - суммарное количество подписчиков

Разместить рекламу