Для горняков Западного Урала была учреждена премия его имени, сам он за неполные три года войны (1942–1945) прошёл 4147 метров горных выработок и добыл 14 тысяч тонн угля, выполнил 12 годовых норм. Прославился своим методом глубокого вруба на весь мир, а зародился этот знаменитый метод в Губахе.
Думаю, люди постарше без труда узнали, что речь идёт о знаменитом шахтёре Павле Поджарове. Нам о нём напомнило одно старое фото. На переднем плане пожелтевшего снимка – сам Павел Кузьмич. Рядом за столом - ветераны шахты «Ключевская». Фото сделано в августе 1981 года, когда Поджаров спустя много лет приехал в Губаху и встретился с теми, кто рядом с ним трудился в период Великой Отечественной. Встреча под названием «Герои глубоких горизонтов» проходила в шахтном клубе «Дружба», а рядом с бывалыми горняками, как утверждают газетные строки, были и молодые шахтёры, которые совсем недавно познакомились с забоем и дружной шахтёрской семьёй.
К сожалению, сведений о людях, которые на фотографии рядом с Павлом Поджаровым, найти не удалось. В архивных номерах «Уральского шахтёра» о них нет ни слова, в совете ветеранов нет даже похожей фотографии. Если кто-то из вас вспомнит их, откликнитесь, пожалуйста, будем рады узнать о каждом.
УМЕНИЕ УБЕЖДАТЬ
О Павле Кузьмиче как раз написано много, в частности, в статьях о той самой встрече, потому здесь позволим себе воспроизвести и моменты задушевной беседы с шахтёрами «Ключевской», и фрагменты из биографии знаменитого горняка.
Началась история в далёком 1942 году, когда Павел Кузьмич вместе с другими донбасскими шахтёрами был эвакуирован на Урал. Тогда, считая каждую тонну угля дополнительным залпом по врагу, Поджаров задумался, как сделать этот залп более мощным. В ту пору родился метод глубокого вруба.
В другой приезд в наши края Павел Кузьмич в интервью «Уральской кочегарке» вспоминал о том, с каким трудом иногда удавалось доказать другим рабочим эффективность метода. Понимая, что пустыми спорами ничего не решить, а внедрять новаторский способ добычи надо было как можно скорее (для фронта были необходимы тысячи тонн угля), Поджаров доказывал правоту делом.
В беседе с журналистом он вспоминал, как не ладились дела с новым методом на шахте имени Ленина. Тогда шахтёр принял нестандартное решение. Сами понимаете, наша «Ключевская» и кизеловская Ленинка никак не рядом. Поджаров пришёл к местному начальству и попросил отгул… по семейным обстоятельствам. То ли пожалели горняка, не знавшего выходных, то ли предугадали его намерения, дали день. И он пешком через лес отправился на шахту имени Ленина.
Рабочие рассказы новатора восприняли скептически – не верили, что за смену можно выдавать по десять норм. «Война ведь от каждого наибольшего требует, а сам умеешь – научи других. А шахта имя Ленина носит. И как должно работать такое предприятие? Конечно же, лучше всех!», – размышлял горняк. Потому вместо разговоров потребовал, чтобы ему показали молоток и пики (насадки на отбойный молоток с заострённым концом, которые непосредственно врубаются в пласт). Пики не удовлетворили, сразу отправился в механический цех, где удлинил хвостовики (часть, соединяющая острие с молотом) пик и уменьшил острие.
В забое ковырнул пласт ногтем, проверил на крепость. Потребовал дать давление на молот в пять атмосфер вместо семи, про которые говорили местные горняки. Так, под взгляды кизеловцев, и прошёл за пять часов работы десять с половиной погонных метров выработки, выполнив норму на 600 процентов.
Безусловно, после такого шахтёры Ленинки безоговорочно решили освоить метод Поджарова.
КАК ТАМ, ЗА ГРАНИЦЕЙ?
На той встрече, что состоялась в клубе «Дружба», вспоминали о таких доказательствах и о многом другом. Павел Кузьмич охотно говорил с коллегами о днях минувших, рассказывал и том, как сложилась его судьба после возвращения в 1960-м в Донбасс, смеялся и шутил. Журналисты-очевидцы подчёркивают, что беседа шла абсолютно на равных.
Знаменитый метод глубокого вруба получил известность не только на Урале, но и во всём мире. Делиться опытом знаменитого горняка приглашали даже в Англию. Удивитесь? Но Поджаров побывал в этой передовой европейской стране. Показал, на что способны советские шахтёры и посмотрел на других.
Все, кто был на встрече, слушали рассказ и посмеивались над «безоблачной» жизнью шахтёров в одной из самых богатых стран мира. Сейчас, возможно, кто-то этот рассказ встретит со скептической ухмылкой, мол, что там мог такого рассказать про заграницу человек, воспитанный на советской пропаганде… Оставим каждого при своём, но тогда случай, вспомнившийся Павлу Кузьмичу, вызвал у слушателей гордость за свою страну.
История была такая: встретил наш герой семью шахтёров, которые отдыхали на обочине. Впереди, совсем рядом – шумная, пыльная дорога, за спиной, в нескольких десятках метров – лес. На вопрос, почему не идут туда, англичане ответили: «Нельзя, не пускают. Там надо через мост проехать, а это стоит денег». И так везде, даже в парке на скамейке просто так не посидеть!
Как говорит старый номер «Уральского шахтёра», встреча, отображённая на старом фото, продолжалась долго, воспоминания перемежались с современностью, звучали любимые песни, а после ветераны-шахтёры и молодёжь унесли с собой теплоту этой встречи, которую запомнили надолго.
Такую историю нам рассказала старая фотография совместно с краеведческим отделом Центральной библиотеки.