Продолжая пользоваться сайтом mediakub.net, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера и соглашаетесь на обработку персональных данных

Согласен
16+
9 мая 2020

Боевой рубеж - у коксовых печей. Рассказываем про вклад Губахинского коксохимического завода в победу над фашизмом

Боевой рубеж - у коксовых печей. Рассказываем про вклад Губахинского коксохимического завода в победу над фашизмом
Коллектив коксохимиков в день награждения завода орденом Ленина. 1943 год
Общество
  1. Общество
История губахинского коксохимического завода и его сотрудников в период Великой Отечественной Войны

75 лет назад закончилась Великая Отечественная война, но сколько бы ни прошло времени, этот день будет в наших сердцах. Сегодня, в 75-летнюю годовщину Великой Победы, мы вспоминаем ветеранов войны, мужественно сражавшихся на фронтах, тружеников тыла, ковавших победу у коксовых печей.

С началом войны Губахинский коксохимический завод перешел на график военного времени, люди трудились – и это был их боевой рубеж. На стене углеобогатительной фабрики появился плакат «Всё для фронта, всё для Победы!».

В первый год войны в Губаху прибывали эшелоны с эвакуированным оборудованием Керченского коксохимического завода, Кременчугского азотно-тукового завода, Днепропетровского химического завода. А с ними специалисты и квалифицированные рабочие и их семьи.

«Четыре класса школы закончила, потом учебу пришлось бросить, – вспоминает Нина Ивановна Рогова, ветеран труда, труженица тыла. – В Губахе расквартировывали эвакуированных из областей, где шла война. Взрослые шли работать на производство, а детей без присмотра не оставишь ведь, вот и присматривала за малышнёй. Расплачивались продуктами. А в 15 лет пошла на завод работать. С 1944 года трудилась учеником слесаря, каменщиком, шамотчиком в коксовом цехе, рабочей в столовой, транспортёрщицей на углеобогатительной фабрике».

К 1943 году в тяжелых условиях военного времени трудовой коллектив Губахинского коксохимического завода смог увеличить выжиг кокса 2,3 раза, выпуск химической продукции в 3,6 раза, в том числе выпуск спецпродукции (взрывчатки) – более чем в 5 раз. А уже к 1945 году коксохимики увеличили выжиг кокса в 5,5 раза, а выпуск химической продукции – в 12,5 раза.

Возможность получения со стороны запасных частей и деталей намного сократилась, пришлось развивать собственную ремонтно-механическую базу. Коксохимики прилагали все возможные и невозможные усилия, чтобы помочь Красной Армии разбить ненавистного врага.

30 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны СССР по выпуску коксохимических продуктов и освоение новых видов продукции Губахинский коксохмический завод был награжден орденом Ленина.

Ещё в начале войны многие кадровые рабочие ушли на фронт, их места заняли женщины и подростки. «Я пришла на завод осенью 1943 года прибористом в цех КИП, – делится Антонина Николаевна Попова, труженица тыла, ветеран труда. – В то время дети наравне со взрослыми работали в смену, в ночные смены ходили. Помню, иду в коксовом, девчонка, только из-за парты встала, кругом огонь из печей, газ, а мне на люка, наверх надо… В цехе числилось 42 человека, почти все моего возраста, а самому младшему, Ремке Петрову, едва исполнилось 12 лет. Школу пришлось оставить. Работать пошла, сразу выдали продуктовые карточки. Надо было как-то кормиться, нас у мамы восемь было; двое старших братьев сразу ушли на фронт». Антонина Николаевна производила обслуживание контрольно-измерительных приборов в цехах по всему заводу. Здесь её научили всем премудростям профессии: и сложные расчеты вести, которые не каждому инженеру по плечу, и производить поверки. «Дисциплина на заводе была строжайшая, даже за опоздание могли уволить, а это неминуемая гибель – лишиться продуктовых карточек… Паёк хлеба получала – чёрный - чёрный, тяжёлый и мокрый. А потом стали выдавать ещё меньше – 400 граммов в день. А как выходной, отправляли на хозработы в заводское подсобное хозяйство. Там садили картошку, морковь, капусту… Я помню, как в мае 1945 года, утром, собирались с сёстрами на работу, но тут к нам вбежала соседка и кричит моей маме: «Прокопьевна, война кончилась!» Ой, что началось: плакали, обнимались, кричали от радости. Пошли на завод, а там митинг у проходной. И все обнимаются, поздравляют друг друга!»

С коксохима призвали на фронт 349 человек. Среди них был и Василий Григорьевич Балуев. Он, вчерашний ученик слесаря, был определён в формировавшуюся на Урале 170 стрелковую дивизию. В марте 1942 года попал на Северо-Западный фронт. В боях под Старой Руссой был тяжело ранен, но после лечения вернулся в строй. Участвовал в боях за Сталинград, затем на Курской дуге.
После очередного ранения из госпиталя Василий Григорьевич был направлен в Польшу, где в составе 73-ей стрелковой дивизии 48-ой армии, освобождал Прибалтику, порт Пиллау (ныне г. Балтийск). В январе 1945 года уже сержант Балуев был направлен в учебный батальон учить новобранцев. Здесь и закончилась для Василия Григорьевича война. Тяжёлые ранения не дали ему возможность продолжать военную службу. Демобилизовался он 15 ноября 1945 года. После окончания войны вернулся в Губаху на родной коксохимический завод, в механический цех. В 1958 году перешёл в кокосовый цех, а в январе 1977 года вышел на заслуженный отдых.

Среди ветеранов кокосхима были и те, кто уже после войны связал свою жизнь с заводом. Война застала Николая Львовича Иоффе студентом Киевского политехнического института. Он ушел добровольцем на фронт. Но в схватку с врагом на огневом рубеже вступил Николай Львович не сразу, а уже после окончания учёбы в военно-зенитном училище, когда в звании лейтенанта в должности командира противотанкового артиллерийского взвода участвовал в боях на Брянском фронте, под Орлом в составе 1-го Донского гвардейского танкового корпуса. Николай Львович участвовал в освобождении Молдавии, Вены, Праги. После разгрома гитлеровской Германии воевал с Японией на Дальнем Востоке. После войны Николай Львович приехал в Губаху, работал на коксохимзаводе начальником производственно-технического отдела. Под его руководством и при непосредственном участии в середине 80-х годов разрабатывалась техническая документация и шла подготовка к реконструкции коксовой батареи и основного оборудования в цехе улавливания.

Мубарак Кашапович Кашапов трудился на Губахинском коксохимическом заводе в коксовом цехе с 1953 года. А до того, с сентября 1942 года до победного мая 1945 года, бил врага в сражениях под Клином, Ельцом, Орлом, Курском, Полтавой, Кременчугом, Черниговом, освобождал Варшаву. Дошел до Берлина. В Гарденлегене Мубарак Кашапович встретил известие о Победе.

Подвиг коксохимиков бесценен, память о всех тех, кто победил врага, проливая кровь на полях сражений, и тех, кто истощенный от изнуряющего труда работал на пределе сил, будет жить столетия.

Это тоже интересно9 мая 2020Участвовал в крупнейшем танковом сражении войны, построил горнолыжную трассу в Губахе. История Бориса Шарина

Текст:
Смотрите также
Реклама и объявления

На сайте mediakub.net

26 000+

человек в месяц

В газете "Уральский Шахтер"

4 200

экземпляров - тираж за неделю

В группах "Губаха - Точка роста" в социальных сетях

8 000+

человек - суммарное количество подписчиков

Разместить рекламу