С утра, встав пораньше, мы отправились дослушать рассказ Гремячинска о его жизни, ведь вчера он пообещал с нами поделиться историями ещё пяти угольных шахт. С погодой нам в этот раз повезло, светило яркое солнце и даже немного пригревало своими тёплыми лучами. Первой на пути была шахта № 69-70, расположенная в северо-западной части Гремячинского каменноугольного месторождения. Эта шахта была заложена в разгар войны 1 февраля 1943 года и спустя почти два года, 30 декабря 1944-го, пущена в эксплуатацию.
Проехав вдоль Западного посёлка и повернув налево, мы попали на шахтное поле. Вдоль шахты сохранилась просека, в которой раньше проходила железная дорога, идущая от шахты № 68. Эту лесную прогалину при посещении шахт встретим ещё много раз. Она, словно кровеносная система, связывала все шахты между собой. Сейчас с шахтного отвала открывается живописный вид на Гремячинск, но всё-таки очень грустно, что на этих отвалах даже трава, не говоря уж про деревья, не может расти. В таких местах земля мёртвая - кислая и непригодная. Наверное, стоило при планировании таких терриконов завести в эти места хорошую почву для сохранения экологической обстановки. Позднее, предположительно в 1964 году, шахта № 69-70 вошла в состав шахты «Гремячинская».
В книге «Первостроители Гремячинска» Вилли Гебель писал: «Высокий трудовой энтузиазм, который охватил нас, шахтостроителей, во время строительства шахты № 68 всецело сохранился и на строительстве шахты № 69. Мало сказать, к примеру, что все проходческие бригады сменяли друг друга только в забое. Часто проходчики приходили на рабочее место значительно раньше положенного времени, а бригада, находившаяся на смене, никак не соглашалась уходить из забоя преждевременно. Всем хотелось поработать дополнительное время, чтобы сделать как можно больше для победы…
В январе 1945 года начались подготовительные работы на месте будущей шахты № 71–72. Одних послали валить лес на месте заложения шахты, других – рубить просеку от шахты № 69 до новой. Несколько проходческих бригад получили задание копать вдоль просеки ямы и устанавливать опоры для высоковольтной линии электропередачи.
Погода стояла холодная, и мы, проходчики, в шахтерской одежде чувствовали себя не очень уютно на морозном воздухе. Огромные костры горели вдоль просеки. Без упреков и ограничений нам разрешали попеременно греться у них, ибо у многих был еще в памяти случай двухлетней давности… Январь 1943 года был характерен снежными метелями и сильными морозами. 16–17 января температура воздуха понизилась до 52 градусов мороза. Всем поверхностным рабочим предложили оставаться в бараках и в дальнейшем при температуре минус 50 градусов на работу не выходить.
18 января с утра держался мороз. А вот после полудня «потеплело» до – 49 градусов. Слепо следуя распоряжению, какой-то педант приказал вывести людей на очистку от снега железнодорожного пути вблизи шахты № 62. На снегоборьбу вышло около 300 человек. Зимний день короток, поэтому костры не разводили. Самые стойкие проработали не более двух часов. Но большинство, не выдержав сильного мороза, вернулись еще раньше… Польза от этого мероприятия была сомнительная, так как к утру путь снова замело снегом. Но почти каждый третий вернулся в барак с обморожениями рук или ног. Среди пострадавших оказалось немало и таких, у которых обмороженные места месяцами не заживали. В медпункте бинтов не было, соответствующих мазей тем более. Раны гноились, от этого в бараках стояла ужасная вонь. Сотрудники медсанчасти не решались или не имели права освободить их от работы».
Когда узнаешь, каким трудом людям далось создать в неприступной тайге шахты, то ещё более абсурдным кажется решение об их закрытии. Зачем всё разрушать? Почему было нельзя оставить одну-две шахты, а остальные бережно законсервировать? Ведь ещё неизвестно, что будет дальше. Всё ещё может вернуться обратно, вот только людей с такой волей и силой совсем мало осталось.
Исследовав шахту № 69-70, прыгаем в машину и мчимся к следующей шахте № 71-72 «Западная». Расстояние между этими шахтами примерно два с половиной километра в южном направлении. Через три минуты мы на месте. На шахтном поле нам удалось найти небольшие фрагменты зданий и бережно выкопанный металлистами, но не извлечённый из-под земли, фланец неопознанного трубопровода. Кстати, что касается истории этой шахты, то она была заложена в январе 1945 года и возводилась более четырёх лет. А 19 октября 1949 года пущена в эксплуатацию.
Следующая шахта идёт под номером № 73-74 и тоже находится неподалёку, всего в двух километрах. Всё-таки сегодня с погодой повезло. Солнце всё ярче и ярче начинает светить, а от этого на душе становится чуточку радостнее. Шахта № 73-74, как и предыдущие, тоже старенькая. Она была заложена в марте 1944 года, а вот информацию о том, когда прекратила свою работу и по какой причине, найти не удалось, как и про первые две шахты.
Ещё не заехав на шахтное поле, уже видно как из-за горы наблюдает за нами Гремячинск. Охватив глазами границы отвала, видно, что шахта была большой. Выйдя из машины, мы двинулись вдоль поля в направлении лесной просеки, где, по-видимому, также проходила железнодорожная ветка. Вообще найти здесь хоть что-то, напоминающее нам о шахтном прошлом, оказалось невозможным. Нет здесь ни останков зданий, ни каких-либо других предметов, да и ребята-металлисты сюда не захаживают. Видно, что шахта пустует уже давно.
Посетив три шахты, мы ничего серьёзного не нашли. «Таёжная» нас вчера побаловала находками и теперь простого шахтного поля маловато. Хочется найти что-то эдакое! И я такое нашла. Едем мы к шахте № 75 «Южная», и я уже слегка приуныла, но дорога до неё красивая. Дай, думаю, её пофотографирую. Только я настроила камеру, как через объектив вижу его! Я глазам своим не поверила, когда в лесу среди деревьев я увидела танк! Да как тут теперь можно усидеть!
Выпрыгиваю из машины и бегом к нему. Подойдя поближе, я увидела нарисованный танк, а рядом с ним надпись: «В день 35-летия Великой Победы над фашистами. В честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне». И тут же другая надпись: «Лес посажен в мае 1975 года учениками средней школы № 6». Вот это находка! По виду краски можно судить, что всё-таки кто-то эту инсталляцию обновлял и это не может не радовать. Эта находка, словно привет из далёкого прошлого. Видимо, ребята поставили её здесь, когда шахта № 75 ещё работала. Пусть эта память сохранится как можно дольше, и не найдутся люди, которые её разрушат.
Приехав на место, в глаза, помимо танка, бросилось большое сохранившееся шахтное здание. Сейчас рядом с ним стоят не бюджетные автомобили, а в самом здании, видимо, работает пилорама. От шахты № 75 «Южная» сохранилось немало построек, но все они в печальном состоянии. Кстати, эта шахта была построена в 1956 году и рассчитана на 60 лет эксплуатации. Эту информацию мы узнали от шахтёра Юрия, который когда-то работал здесь. Сейчас он живёт неподалёку в посёлке Южном, который возводился для работников шахты. Юрий нам рассказал, что на шахте использовались впервые трёхтонные вагонетки, когда ещё на других были однотонные. «Испортили шахту. Неправильно стали разрабатывать угольные пласты. Итог этому - всего 10 лет работы, а ведь угля ещё много осталось», - рассказывает бывший шахтёр. Ещё интересный момент из истории этой шахты. По традиции к открытию нужно было предоставить комиссии и журналистам первый уголь, извлечённый из её недр. К тому времени шахту № 75 ещё не успели полностью пустить и поэтому к открытию был привезён уголь с «Западной» шахты. Вот такой интересный случай, а мы едем дальше, ко второму угольному разрезу.
По-другому его ещё называют "большой угольный разрез". И это не просто так. На самом деле открытый угольный карьер впечатляет своими размерами. На нём, конечно, уже поднимаются молодые берёзки, но уголёк всё-таки встречается везде. Следуя указателю «Пожарный водоём», мы решили спуститься вниз к речке Большой Гремячей. И тут перед нами предстало неприятное зрелище. Ещё на подходе к воде в воздухе витал гнилостный запах, а уже у самого берега мы увидели, что вода с севера бежит мутная, словно в паре метров от нас кто-то носки мыльные полощет. На камнях от такой воды образуется пена, да и "аромат" от неё такой, что надолго здесь не задержишься.
В этом же самом месте в речку впадает чистый ручей, бегущий из леса. Всё-таки, вопросом сохранения экологии людям стоит заниматься посерьёзнее. В этом карьере мы встретили невероятного размаха мусорную свалку и даже произвольный тир. Так и хочется спросить у людей: мы на этой земле планируем дальше жить или можно всё загадить и будь что будет? Ну неужели нельзя убрать! Только порадовались интересным находкам, как всё омрачили следы человека...
В скором времени мы отправимся на шахты посёлков Юбилейный и Шумихинский, где, я уверена, нас ждёт ещё много интересного.