Признайтесь, как часто вы мечтали узнать, что будет с вами спустя год, а то и десять лет. Потому-то, вопреки всем предупреждениям и запретам, особенно в молодые годы, многие пытаются гадать.
Чаще всего эти гадальные ритуалы передаются, как в былые времена сказки – из уст в уста, ведь интернет был не всегда. Но люди знали, гадали и, говорят, если всё шло по правилам, то эти гадания даже сбывались. Так произошло и с героиней новой истории. Услышала я её от правнучки участницы событий.
ПОГАДАТЬ НА СУЖЕНОГО
Было дело в Кизеле, в далёкие времена, незадолго до 1917-го. Была тогда Анна, героиня наша, молода, только-только 16 исполнилось. Как-то с подружками решили они судьбу свою узнать. Стали донимать бабушек, как лучше гадать. Вот бабушка Анны и спрашивает: «А гадать-то о чём собрались? О суженом или о детках будущих, или о том, как дальше жить придётся?» Понятное дело, что молодым девкам ничто так не интересно, как замужество. Анна и сказала бабушке главную причину. Тогда та посоветовала гадать на обручальное кольцо. Кольцо не ошибается.
– А где ж колечко взять, бабуль? Мамка мне своё точно не даст, она с ним не расстаётся, говорит, грех это.
– Ну, ей-то при живом муже, конечно, грех. В церкви ведь венчаны. А вот дед твой уже давно помер, я своё и снять могу на несколько часов. Только колечко храни. Потеряешь – быть беде.
Взяла Анна кольцо бабушкино и отправилась к подругам – собирались все по соседству, в избе бабки Зины. Та жила одна, а, чтобы нескучно было, часто молодёжь привечала. Соберутся, бывало, она их чаем угощает, небылицами потчует. То и совет какой дать могла.
Вот уже вечер поздний. Все в сборе. Каждая своим способом поделилась: кто на луну смотрел, кто и с колодой карт пришёл. Да Анна решила бабушкиного совета послушать. Дождалась, пока все угомонятся. Потом сказала, что хочет суженого увидеть. Всем стало интересно, поскольку подруги знали, что Анне один парень нравится. Интересно, его она увидит?
Вот поставили на стол зеркало, перед ним – стакан с водой, а на дно стакана положили бабушкино обручальное колечко. Зажгли свечу и стали ждать, кто в зеркале появится. Прошло минут двадцать, зеркало оставалось прежним, отражало лишь огонёк свечи да стакан с кольцом. От пристального всматривания в стекло, полной тишины и позднего времени большинство подруг уже дремать начали, лишь Анна решила ждать до последнего, твёрдо веря, что зеркало покажет правду.
И вот вода в зеркальном отражении всколыхнулась, кольцо отразило луч от свечного пламени и в луче стало вырисовываться лицо. Как ни всматривалась Анна, знакомых черт не нашла. Молодого человека, которого показало зеркало, она нигде не встречала. Суженый в то время стал ближе, казалось, вот-вот и выйдет он из стекла. Тут бабка Зина встрепенулась – нельзя, чтоб выходил – задушит невесту, ведь зеркало с потусторонним миром связано. А Анна будто оцепенела – ни отойти, ни стакан от зеркала убрать не может. Бабка же боится прикасаться к стакану – чужую судьбу в её-то годы на себя взять – Боже упаси.
Вдруг из зеркала рука суженого протянулась, стакан с водой толкнула, тот упал, вода пролилась, кольцо выпало, упало не ребро и покатилось. Видение в зеркале в этот миг исчезло, да Анна о нём уже и думать не могла, мало ли что привидится, а вот бабушкино кольцо терять нельзя. Подружки очнулись, давай помогать колечко искать, но всё зря.
ПОКАТИЛОСЬ КОЛЬЦО В ДРЕМУЧИЙ ЛЕС
Пришла Анна домой в слезах. Бабушка – расспрашивать, а та и сказать ничего не может. Кое-как бабуля её успокоила, тогда и узнала, что произошло.
– Нелёгкую судьбу ты себе нагадала. А кольцо найдётся. Раз он его с водой вылил, то он тебе и подскажет, где кольцо искать. Вот только, сдаётся мне, что поиски эти тебе все несчастья и принесут.
Прошло с той поры чуть больше месяца. История эта у Анны из головы не выходила. Однажды Анне приснился сон, который забыть она не могла даже спустя много лет.
Увидела она, будто снова перед зеркалом сидит, суженого ждёт. И про колечко помнит, что потерялось оно. Как без него гадать? Вокруг никого, но слышит она голос, тот говорит, что можно и без кольца, если точно знаешь, кого увидеть надо. Смотрит она в зеркало, вот так же, как и раньше, вода всколыхнулась, в зеркале знакомое уже лицо возникло. Вдруг лицо суженого словно тёмной пеленой закрыло, а рядом женщина стоит, красивая, но взгляд у неё недобрый, холодный, сверлящий. Анна того взгляда испугалась и хотела стакан от зеркала убрать, чтобы видение исчезло, но видит, как эта женщина откуда-то колечко её бабушки достаёт и, вложив его в руку суженого, просит, чтобы на её руку это кольцо надел, тот женщину отталкивает, а кольцо вновь падает. Видит Анна, как колечко катится по дороге. Дорога брёвнами выложена, она резко обрывается, а вместо неё – узкая извилистая тропинка. По тропинке той змеи ползают, извиваются, головы поднимают, как будто ужалить Анну хотят. Той и страшно, и хочется увидеть, куда же всё-таки колечко добежит.
Наконец, и тропинка змеиная закончилась. Впереди небольшая поляна. Вокруг только лес дремучий с буреломом. А посреди поляны несколько деревьев повалены и трухлявый пень торчит. Под этот пень колечко и закатилось.
Анна проснулась. Спросонья побежала бабушке сон рассказывать. Та выслушала внучку, вздохнула тяжело, помолчала, а потом и говорит: «Забудь ты про кольцо и про суженого своего. Без женихов, чай, не останешься. Малую беду переживём, а вот с нечистой силой свяжешься, тогда, боюсь, не справимся».
– А о какой нечистой силе ты говоришь? – спросила Анна.
– А, как ты думаешь, что там за женщина стояла? Нечисть она и есть. Лесная русалка. В отличие от речных родственниц эти в дремучем лесу живут. На люди появляются редко. Обычно по весне к жилью подходят. Ночами парней высматривают. Кто понравится, того чарами к себе в лес заманивают. А в Русалкину ночь они с этим человеком должны повенчаться.
– А кто же их венчает, неужели какой батюшка в храм нечистую силу пустит?
– Так и не пускают. Венчают их отступники. Их ведь даже на общем кладбище не хоронят. Вот в Русалкину ночь кто-то из них из могилы встаёт, обряд проводит и снова на покой.
ДО РУСАЛКИНОЙ НОЧИ
Анна долго дивилась всему, что от бабушки узнала, да хоть бабушка и отговаривала кольцо искать, решила пойти. Вот только как до Русалкиной ночи успеть? До неё сутки остались. Понимая, что бабушка родную внучку в дремучий лес не отпустит, ей ничего объяснять не стала. Пошла к бабке Зине. Расспросила, что та про Русалкину ночь знает. Оказалось, почти то же, что и её бабушка. Но про отступника Зинаида всё же рассказала.
«Как старые люди говорили раньше, жил тут один поп. Сам он не из этих мест был. Бежал сюда некогда. Продал он, ещё пока молодым был, душу свою. Влюбился в девку, свою семью бросил, за ней пошёл, а та тоже русалкой оказалась. Вот и отрёкся поп и от родных, и от Бога. В родной деревне-то его все возненавидели. С русалкой счастье долгим не бывает. Они ж бессмертные. Пока молодой был, та его обхаживала, а стал стареть – прогнала. Если бы простым смертным был, придушила бы не раздумывая, но попы-отступники для них – ценный клад. Дожил он в Кизеле до смерти, а когда помер, наши мужики его под старым пнём закопали. Там его кости и гниют по сей день».
Анна всё поняла: колечко потерянное аккурат к отступнику и попало, и тот, судя по всему, через сутки должен её суженого с русалкой обвенчать. Отправилась Анна в путь. Вышла из Кизела по бревенчатой дороге и стала внимательно смотреть, где та оборвётся, перейдя в узкую тропинку.Вот на взгорке дорога поворот сделала. Та, что выложена брёвнами, направо пошла, а налево – та самая змеиная тропа.
Пошла Анна по тропинке. Долго ли коротко ли шла… Кое-как через множество змей пробралась. Наконец, дошла до поляны с поваленными деревьями. Вот пень из сна. Подошла, а что дальше делать, не знает. Тут смотрит, из-под пня лучик блеснул – колечко бабушкино ей знак подало. Кинулась она колечко достать, да не тут-то было. В тот же миг пень на бок рухнул с корнями, могила отступника отверзлась, и оттуда покойник наружу вышел. Увидела девушка, что кольцо он в руке держит. Вокруг всё стемнело, туман на поляну опустился. Сквозь пелену тумана увидела Анна суженого своего, рядом с ним, как во сне, та самая женщина стоит. На отступнике внезапно облачение священника оказалось. Он подошёл к паре, стал что-то говорить, слов Анна не слушала. Ей важно было не дать произойти венчанию и колечко бабушкино вернуть.
Увидела девушка, что отступник кольцо жениху передал. Сама не знает, откуда силы взялись и прыть. Бросилась она к «молодожёнам», оттолкнула русалку. Хотела та что-то сделать, да в этот момент колечко будто само на палец Анны опустилось, и отступник проговорил: «Обручается раба Божия Анна…». Тут русалкины чары и разрушились. Лесная нечисть словно испарилась, отступник пропал, пень на своё место встал. Сквозь деревья показались первые лучи рассвета. И Анна с найденным колечком и своим суженым отправились в обратный путь.