Продолжая пользоваться сайтом mediakub.net, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера и соглашаетесь на обработку персональных данных

Согласен
16+
6 февраля 2023

Редкость нынче в цене. С конца января в магазинах огурцов становится всё меньше, а стоимость их - всё больше

Редкость нынче в цене. С конца января в магазинах огурцов становится всё меньше, а стоимость их - всё больше
Общество
  1. Общество
Разбираемся, как связана перезакладка кустов с экономической выгодой и дефицитом

Ещё совсем недавно прилавки магазинов включали зелёный свет охочим до зимних витаминов покупателям. И вот на тебе! В овощных рядах аккурат зелёного и не достаёт. Во второй половине января от полок, некогда в изобилии заполненных свежими хрустящими и ароматным огурчиками, повеяло неким катаклизмом. Сначала не столь привлекательным стал внешний вид овощей, при этом цену себе они набивать не разучились. Если, согласно данным Пермьстата, в декабре прошедшего года средняя цена огурцов была 179 рублей, то теперь она подскочила до 259, а кое-где и выше.

Это было бы ещё полбеды. И с угрюмым видом всех длинноплодных, среднеплодных и даже колючих можно было бы смириться, списав его на дальний путь, несезон и прочие прелести сурового уральского маркетинга. Да тут очередная печалька нарисовалась: огуречные ящики-коробки стали опустошаться. Когда такая картина предстала пред ясны очи губахинского потребителя впервые, подумалось, что просто закончились старые запасы. А там, сами понимаете, были выходные, потом – морозы, да мало ли ещё по какой причине не дотянули до наших магазинов эти, вроде бы не слишком прихотливые, овощи.

Но вот уже и пора бы, ан нет! Пусто! Если пару-тройку дней назад оставались хотя бы мягкие и дорогие и без всякого ассортимента, то тут всё. Ни хвостика, ни пупырышка!

НАМ ЕЩЁ ПОВЕЗЛО

Конечно, огуречный дефицит наступил не только в Губахе. Специально проверили, что говорит и показывает интернет. Выяснилось, что беда с огурцами почти по всей России. Разве что в двух столицах полегче, но и то, как сообщают коллеги их «МК» и «Фонтанки», без разнообразия и за бешеные деньги – до 500 рублей кило.

Что характерно, причины везде схожи. Разница лишь в странах-импортёрах. В столицах сетуют на Турцию, Азербайджан, Грузию, Китай и Северную Македонию, а пермский минпромторг ссылается на заморозки в Узбекистане и Киргизии.

Однако, заметим, что импорт в этом случае вторичен. Первопричина всё-таки гораздо ближе. Как пояснили в Министерстве промышленности и торговли Прикамья, один из крупнейших поставщиков своего родного внезапно затеял перезакладку огуречных кустов. Из-за неё-то и сократились в разы отгрузки. А в виду вынужденного дефицита выросли цены.

Всё объяснимо. К тому же зима в разгаре – не сезон для огурцов. Да только это на первый взгляд. Давайте попробуем взглянуть с другой стороны

Начнём с последнего.

Зимой какие огурцы? Правильно, тепличные. То есть вариант с неправильным временем года отпадает. Можно допустить, что с тепличным хозяйством не всё в порядке, только вспоминается март прошлого года, когда в поисках информации по импортозамещению мы натолкнулись на данные наших министерств о возможности почти полностью обеспечить жителей края овощами.

Это к тому, что импортозамещение-то идёт не только в Пермском крае. И достоверно известно, что тепличные хозяйства по всей стране растут и ширятся. Кто тогда виноват? Ну что, если перезакладка на одном предприятии, нельзя договориться с другим? Хотя, судя по информации из разных городов, нельзя, потому что не на одном, а на многих. Кстати, к местным производителям вопросов нет. Перед отправкой материала в печать мы ещё раз прошлись по магазинам. Огурцы вернулись, свеженькие, с ещё не отпавшими цветками. И да, все они наши, пермские. А цена – почти везде по акции: от 259 до 269,99 рубля.

ПЕРЕЗАКЛАДКА = ПЕРЕОЦЕНКА?

Вопрос немного в другом: почему перезакладку в теплицах нужно проводить в январе, а не ждать, когда начнут поступать в продажу овощи, выращенные на открытом грунте. И сдаётся, что здесь ответ кроется именно в растущих тепличных хозяйствах.

Расширяем производство, чтобы обеспечить своими овощами. Обеспечиваем. Тех же огурцов действительно хватает. Но тут возникает другой вопрос – прибыль предприятий. Ведь, когда товара в избытке, чтобы его реализовать (желательно, пока сохраняется его товарный вид), цены не поднимаешь. Значит, нужно сократить объёмы производства. Но как, когда задача обеспечить всем своим? Правильно, за счёт той самой перезакладки.

Вы же видели эффект в рублях. Разница даже с декабрьскими ценами почти сто рублей, а в сравнении с 60-70 рублями за килограмм в конце лета-начале осени вообще пугает.

НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

С другой стороны, производителей, стремящихся увеличить доход, понять можно. Чтобы овощи в теплицах чувствовали себя комфортно, им нужен свет. Для освещения используется электричество. А как подорожал киловатт электроэнергии в декабре, мы знаем. Да и тепло обходится недёшево. Понятно, что затраты производства растут. При этом, как поясняет портал «Агробизнес», закупками по оптовым ценам обеспечиваются лишь порядка 30 процентов потребляемого электричества и около 50 процентов газа. Недостающее количество приобретается по коммерческой стоимости. То есть опт плюс прочие затраты.

Для того, чтобы разобраться в этом, мы связались с представителем «Пермэнергосбыта» Дмитрием Торбеевым, попросили его пояснить разницу опта и коммерческой цены.

– Как я понимаю, оптовая – это цена, по которой субъект оптового рынка покупает электроэнергию и мощность на рынке. Субъект этот может быть как энергосбытом, так и, например, промпредприятием, работающим с рынком напрямую. И речь тут идёт о цене именно электроэнергии и мощности. Без доставки, без сбытовой надбавки. И цифра опта зависит от десятка факторов, объёмов закупки до профиля нагрузки каждого потребителя.

Коммерческая цена – это цена, по которой предприятие покупает электроэнергию у энергосбыта (любого, не только нашего). Причём, это совокупная конечная цена поставки ресурса со всеми составляющими. Потому и цифры могут быть абсолютно разными.

В любом случае затрат у поставщиков овощей хватает и снижать цены им невыгодно от слова совсем. Расходы же идут не только на свет и тепло, но и на обработку почвы, удобрения, оплату труда рабочих – всё сложно перечислить. Вывод один: на проблемы с заморозками в странах-импортёрах и пересадке огурцов в российских предприятиях накладывается бизнес-фактор – попытка сделать стоимость продукта выгодной, создав нехватку такового.

Что делать? Ждать. Представители тепличного бизнеса уверяют, что к марту огурцы вновь поступят в наши магазины в плановом объёме, значит, есть надежда и на их незначительное удешевление. А там и до лета рукой подать. На помощь придёт открытый грунт, и овощное изобилие скажет своё веское слово в ценоформировании.Это тоже интересно4 февраля 2023«SVOI» правила. Как бизнес-вумен объединила других предпринимателей и помогает им развиваться

Текст:
Фото:
Смотрите также
Реклама и объявления

На сайте mediakub.net

26 000+

человек в месяц

В газете "Уральский Шахтер"

4 200

экземпляров - тираж за неделю

В группах "Губаха - Точка роста" в социальных сетях

8 000+

человек - суммарное количество подписчиков

Разместить рекламу