Судьба закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна ещё долго будет привлекать и волновать. Тысячи шахтёров и членов их семей раскидало по всей стране, а тем, кто остался, мягко скажем, повезло не всем. Поэтому уверен, что период настоящего глубокого осмысления и серьёзного анализа процессов, происходящих на территории бассейна в 90-е годы, ещё впереди. Пока он идёт как некий спонтанный творческий процесс. Сегодня КУБ привлекает кого-то трагичностью своей судьбы, а кого-то - некоей таинственностью, связанной, прежде всего, с работой человека под землёй. Отсюда интерес к останкам шахт и поиски каких-либо свидетельств общения с подземным миром, в качестве которых могут служить остовы устьев штолен, каких-либо вентиляционных сооружений и, если повезёт, обнажившиеся отверстия стволов бывших шахт.
КОПИ БЕРДИНСКИХ
Редакция «МедиаКУБа» уже писала о том, что осталось от губахинских шахт спустя 25 лет. Сегодня выясним, как тщательно человек избавился от следов своей шахтёрской деятельности на примере шахт Усьвы.
В соответствии с изысканиями Ю. М. Суетина уголь на правом берегу реки Усьвы был обнаружен в 1809 году при проведении межевания земель разных владельцев - Всеволожского, Анны Голицыной (Строгановой) и Варвары Шаховской (Строгановой).
Промышленная добыча угля началась только в 1895 году на левом берегу реки Усьвы - здесь в горе Торговым домом «Братья И. В. и Г. В. Бердинские» были заложены «Усьвинские каменноугольные копи». Добыча угля продолжалась до 1956 года. При этом шахта последовательно меняла названия. Сначала это были «Усьвинские копи», затем – «Усьва» и с 1940 года – «Шахта имени Валерия Чкалова». Шахта была закрыта по причине нерентабельности.
В советские годы в шахтах трудились репрессированные враги народа, трудармейцы, а позже предатели. Так, на 1 января 1950 года в Усьве проживало: из Крыма - 20 человек (7 семей), советские немцы – 171 человек (134 семьи), оуновцы - 1, власовцы – 50 человек
С 1957 года добыча угля была продолжена на правом берегу реки. Шахта стала называться шахтоучастком «Усьва-3» шахты имени 40 лет Октября. Добыча угля на шахтоучастке была прекращена в конце 80-х по причине нерентабельности.
По решению Министерства энергетики РФ 25 марта 2018 года были начаты работы по окончательному уничтожению «Усьвы-3»: снесены все останки наземных сооружений (битый кирпич и остатки бетонных конструкций пошли на подсыпку улиц), сглажены и засыпаны глиной вершины больших терриконов. Так были уничтожены последние напоминания о горной промышленности Кизелбасса на шахтоучастке «Усьва-3».
ШАХТА ИМЕНИ ЧКАЛОВА
Итак, на левом берегу Усьвы разработка началась еще в ХVIII веке. Спустя полвека разработчики перешли на правый берег реки. Шахты, возникшие как на левом, так и правом берегах, просуществовали около 60 лет.
Наше путешествие началось с посещения того, что осталось от штолен шахты имени Чкалова, расположенных на левом берегу. Первым предметом осмотра послужил отвал в урочище «Верхние копи», превращённый в ровную площадку в результате рекультивации.
Кстати, наш водитель отметил очень хорошее состояние дорог, ведущих к отвалам, оставшимся от шахты Чкалова. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в середине «нулевых» у пермских инвесторов возникла идея выстроить горнолыжную базу на правом берегу Усьвы. Говорят, была даже построена подъёмная машина, от которой теперь остались бетонные надолбы да остатки несрезанного железа. Инвесторы успели подсыпать гравием все дороги, которые имели отношение к их проекту. Поэтому, да, дороги в районе бывшей шахты Чкалова очень даже неплохие. Но строительство горнолыжной базы было остановлено. От реализации благих намерений остались только нарезанные трассы, которые легко рассмотреть на спутниковых картах, и фундаментные сваи, торчащие из земли.
Навершие трасс приходилось на один из отвалов, оставшихся от работы шахты
От старой шахты вверху остались только отвалы со срезанными конусами, с которых открываются великолепные виды окрестностей. Вообще, отвалы - неотъемлемая часть берегов Усьвы. Созданные искусственным образом, они вплотную прижимаются к кромке воды, а где-то даже составляют дно реки.
После урочища мы спустились к Усьве. Здесь выходы на поверхность имели две штольни. Одна из них ещё в 2014 году выглядела таким образом. Фото Алексея Старкова
Теперь от выхода штольни на поверхность осталась только часть вертикального крепления, выполненного из мощных брёвен да раскиданный вокруг лес, который также выполнял роль крепежа горной выработки
ШАХТОУЧАСТОК «УСЬВА-3»
Следующим этапом нашего пути стало посещение территории шахтоучастка «Усьва-3», который располагался на правом берегу Усьвы и имел оригинальный террасный вид.
Фото 70-х годов
Фото 2021 года. Найдите 10 отличий
От былого величия шахты остались развалины. Идиллическую картинку создавали козы, пасущиеся на склонах террас. Практически ничто не указывало на историю горного предприятия, все надземные здания были тщательно разрушены и вывезены. И если бы не друг-интернет, мы вряд ли бы узнали, как это выглядело раньше.
Погрузочный бункер. 2013 год
То, что осталось от бункера. 2021 год
В конце посёлка красуется отвал-великан. Но если раньше он был чёрного цвета, то теперь стал коричневым из-за глины, которой при рекультивации покрыли рукотворную гору
С отвала открывается великолепный вид на посёлок
И закончили мы наше путешествие в лесу, отъехав от посёлка по правому берегу примерно с километр. Старожилы утверждают, что здесь тоже были штольни и даже шурф. Их мы, конечно, не нашли, но зато сфотографировали несколько глубоких заросших ям, в одной из которых можно было заметить старые доски перекрытия, вторая же поразила цементной стеной, кусочек которой выглянул из провала, промытого водой. Спуститься в эти воронки мы не рискнули, так как для этого необходимо специальное снаряжение и навыки.
Урал, этот становой хребет экономики России, изрыт вдоль и поперёк. Но эпопея по добыче железных руд, начатая Демидовыми в XVII веке, продолжается до сих пор. На Урале добывают железную и медную руду, золото и платину. Имеются значительные запасы нефти, природного газа и нерудных ископаемых, как калийная соль, алмазы, полудрагоценные камни.
КУБ – угольная столица Урала. Шахты Усьвы – старейшие на территории Гремячинского округа. Ещё несколько участков начали разрабатывать в годы Великой Отечественной войны. Но это уже следующая история.
Счастье здесь?