На днях в СМИ появилась новость о том, что ООО «ГЭК» расторгло договор купли-продажи с ООО «ГЭКОМ». Последнее ответило на эти действия исковым заявлением в суд. Чего ждать губахинцам от очередной тяжбы?
Мы ранее писали о том, что между двумя предпринимателями с весны текущего года идут судебные разбирательства. Камнем преткновения в деле стал факт о предоставлении учредителем новому руководству Губахинской энергоснабжающей компании суммы в 45 млн рублей для оплаты лизинга. Средства, как говорит гендиректор «ГЭК» Алексей Колесник, новый поставщик тепла обещал вернуть, но вместо этого за прошлый отопительный сезон компания обросла долгами. Так в суде появился первый иск от «ГЭК».
Далее события развивались от решения до решения. В октябре суд поставил точку в споре между ООО «ГЭКОМ» и Газпромом, обязав энергоснабжающую компанию выплатить долг за потребление газа. Как пишет «Коммерсантъ», «По материалам дел, финансовые убытки ГЭКОМ за 2020 год составили 52,7 млн рублей. Во второй половине этого года к ответчику в суде предъявили более 20 исков на общую сумму 145 млн рублей. По сведениям руководителя «Губахинской энергетической компании» Алексея Колесника (поручитель по лизинговому договору), «ГЭКОМ» перестала вносить лизинговые платежи за котельные, снабжающие теплом Губаху».
И вот на сегодня мы имеем факт расторжения договора купли-продажи и решение суда, обязывающее «ГЭКОМ» вернуть все активы, то есть газопровод, котельные, насосы и всё прочее, ООО «ГЭК».
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
Прогнозировать дальнейшую ситуацию мы не берёмся. Заявления сторон конфликта о том, что жителям бояться не стоит, потому что на теплоснабжении это не отразится, не избавляет от опасений. Тут, как говорится, пуганые – знаем. Как год назад судились из-за огромных несуществующих долгов, губахинцы не забыли.
Все возможные вопросы относительно вариантов развития событий мы адресовали руководителям организаций. Первым на связь вышел Алексей Колесник, гендиректор «ГЭК»:
– Алексей Алексеевич, краевые СМИ сообщили о новом судебном разбирательстве между вами и ООО «ГЭКОМ». Поясните, пожалуйста, что происходит.
– Речь идёт о расторжении договора купли-продажи между ООО «ГЭК» и «ГЭКОМ». Из этого логически вытекает, что всё движимое и недвижимое имущество должно вернуться нашей компании. Руководство ООО «ГЭКОМ» считает, что договор расторжен незаконно. Нас заверяют, что выкупят имущество, если потребуется, но с учётом того, что долг нам до сих пор не вернули, в это мало верится.
– Тем не менее, «ГЭКОМ» направил очередное заявление в суд. Пока мы не можем твёрдо говорить о том, что выиграет дело та или иная компания. Губахинцев же настораживают возможные риски, связанные со сменой хозяина системы теплоснабжения. Не возникнет ли неразбериха с выставлением квитанций за тепло и их оплатой?
– Тут не может быть никакой неразберихи. Если поставщиком ресурса вновь станет «ГЭК», мы должны будем обратиться в Министерство ЖКХ края, в РЭК (региональную энергетическую комиссию).
Там нам устанавливают тариф. До той поры, пока эта процедура пройдёт, все жители будут продолжать платить, как и раньше. Замечу, что все изменения, которые могут произойти, будут обязательно озвучены и администрации Губахинского округа, и гражданам. Все будут предупреждены заблаговременно. Считаю, тут недоразумений быть не должно.
Скажу больше. Пока жителям Губахи вообще не стоит паниковать и беспокоиться о квитанциях и тарифах. Дело рассматривается ещё в первой инстанции. После того – апелляционный суд. До момента возможных изменений пройдёт месяцев пять-семь. К тому времени отопительный сезон давно закончится. Если, конечно, не случится что-либо ещё. К примеру, «ГЭКОМ» перестанет платить за лизинг или сам откажется от активов, забрав заявление. В первом случае лизинговая компания обязана уведомить должника об изъятии имущества и выставить его на торги. В покупателях, думаю, недостатка не будет. Но дело в том, что любой потенциальный покупатель не ограничится только котельными, в них нет смысла без остальной системы. Понадобится всё сетевое хозяйство. Оно должно быть в одних руках.
– В связи с этим – ещё один вопрос. Ваш оппонент предупреждает, что в случае возврата имущества «Губахинская энергетическая компания» может увеличить тариф на теплоснабжение или раздробить его. Насколько эти слова соответствуют действительности?
– Мы сами ничего увеличить или уменьшить не можем. Повторю: прежде всего эти вопросы решаются в РЭК. Это там нам устанавливают тариф, а мы сообщаем о его сумме жителям. Если говорить о возрастании суммы платежей, то она поднимется независимо от нас. Ежегодно в декабре решается вопрос об индексации тарифов на 3-4 процента. В январе принимается окончательное решение, а с июля увеличивается тариф. Скажу больше: два года назад, после модернизации системы, мы обратились в Министерство ЖКХ с просьбой о повышении тарифов, но нам отказали. В первый год тариф не повышался вообще, на следующий он возрос незначительно, гораздо меньше, чем в других территориях. К тому же, ранее было принято решение в городах Гремячинске, Губахе, Кизеле, Александровске и посёлке Яйве снизить нормативы по отоплению. Понятно, что перечисляемые населением средства из-за этого сократились. Кстати, возможно, по этой причине и
«ГЭКОМ» оказалась в долгах.
Энергоснабжающая компания Яйвы подала иск в суд против такого решения и выиграла дело. Сейчас будет вновь решаться вопрос об изменении нормативов уже в сторону увеличения.
– А что произойдёт в случае дробления?
– Здесь бояться нечего. Это на населении никак не скажется. Вы как платили по одной квитанции, так и продолжите платить. Компании обязаны урегулировать вопрос друг с другом. То есть будет одна квитанция, одно лицо, которое занимается выставлением счетов населению, а внутри между собой мы будем делить единую сумму, какая часть кому пойдёт.
СУДОВ СПЛОШНАЯ ВЕРЕНИЦА
Из уст директора ООО «ГЭКОМ» Владимира Зимина мы услышали несколько иную версию происходящего. Во-первых, Владимир Михайлович заявил, что это далеко не первый суд по имуществу.
– Мы доказываем завышение ООО «ГЭК» цены активов через экспертизу. Нам пытаются продать часть имущества, которого не существует. Оно было демонтировано в 2019 году компанией «ГЭК» или непригодно к дальнейшей эксплуатации. Была завышена цена на транспортные услуги. Также оппонент не смог подтвердить в полном объёме выполненные работы «ГЭК-Инжиниринг».
Алексеем Колесником принимается решение о выплате дивидендов за 2019 год в размере более восьми миллионов рублей. Но для принятия решения о выплате дивидендов у компании должно быть достаточно чистых активов. Согласно федеральному закону, дивиденды нельзя выплачивать, когда стоимость таковых меньше уставного капитала и резервного фонда или станет меньше после распределения прибыли. Замечу, что Колесник этот суд проиграл.
– Владимир Михайлович, всё же сейчас речь о конкретной ситуации, когда решение было не в вашу сторону. Как вы прокомментируете этот факт и подачу вашей организацией встречного иска?
– Алексей Колесник, владея двумя аффилированными фирмами, выдаёт сам себе заём на 45 миллионов рублей. Теперь эту сумму обязана выплатить «ГЭКОМ».
Мы надеемся на здравый смысл и чистые глаза нашего правосудия при вынесении решения по текущим делам, так как это в дальнейшем повлияет на работоспособность нашей организации.
– А как вы относитесь к заявлению руководства ООО «ГЭК» о возможных торгах, если «ГЭКОМ» перестанет оплачивать лизинг?
– Это голословные заявления. В духе руководства «ГЭК» создать панику (пиар), обратить внимание на ситуацию и вывернуть её в удобную позицию для себя. Долги и судебные тяжбы идут у ООО «ГЭК» и в Сарапуле. И там ситуация намного сложнее, и суммы долга больше. Тем временем, у нас платежи в лизинговую компанию идут по согласованному графику.
– Как, по-вашему, скажутся очередные суды на теплоснабжении губахинцев?
– Жители Губахи получали и будут получать качественную услугу, несмотря на все тяжбы.
– Владимир Михайлович, пользуясь случаем, озвучу вам претензии наших читателей к теплоснабжению в настоящее время. Очень многие жалуются на холод в квартирах.
– Тут я могу оперировать только теми фактами, которые зафиксированы у нас. Так, с начала сезона нам поступило 41 обращение. Из них 39 мы отработали. 25 обращений оказались необоснованными, поскольку при проверке температура в помещении соответствовала норме. 11 жалоб переадресовали УК, так как виной был неравномерный прогрев, завоздушивание системы. По нашей вине – всего три проблемы. Две связаны с пусковыми операциями и одна с устранением дефекта – пришлось отключить котельную на четыре часа при температуре минус два градуса.
Итак, пока ситуацию каждый из участников видит по-своему. Как кажется со стороны, оба тянут тёплое одеяло на себя. Благо, каждый заверяет, что независимо от исхода трубного дела жители округа без тепла не останутся.