В Пермском крае одной из самых больных тем считается кадровый дефицит рабочих. Дмитрий Махонин назвал эту проблему основным препятствием для развития производства на территории края. Председатель совета директоров «Метафракс Кемикалс» Армен ГАРСЛЯН в интервью журналистам отмечал следующее: «Сварщики — моя боль. Мы собрали всех, кто был в Пермском крае, но не можем ускорить стройку. Ни одна компания не смогла предоставить 85 сварщиков сразу.» Предлагаю выяснить в чём причина данной проблемы, и почему молодёжь не стремится получать рабочие профессии.
ЗДРАВСТВУЙ, ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
Никита Бачурин, студент УХТК, обучается по специальности химик-технолог.
– Почему ты решил получать рабочую профессию?
– В УХТК я решил пойти по совету матери. Она мне сказала, что, получив профессию, я смог бы сразу начать работать. К тому же, после окончания 11 класса, мне пришлось бы сдавать экзамены. А мама у меня переживала, что не смогла бы обеспечить меня, если бы я поступал в вуз.
Могу ещё добавить историю. У меня знакомые поехали поступать в Пермь на спасателя. Но в том году было много поступавших, поэтому мои друзья не смогли поступить из-за высокого проходного балла. Также, я слышал, что родители бояться за своих детей и часто не отпускают их в другие города.
– Как думаешь, почему молодёжь не стремится получать профессию, а поступают в вузы?
– Как мне кажется, сейчас высшее образование более престижно. Оно даёт тебе больше возможностей для трудоустройства. Получив профессию слесаря, ты сможешь работать только слесарем, а получив образование экономиста, ты сможешь пойти работать по разным направлениям.
Елена Черепанова, выпускница 9 класса школы №14, поступила в пермский лицей №2 на профиль «иностранные языки».
- Что собираешься делать по окончании лицея?
– Собираюсь поступать в вуз, в какой пока точно не знаю.
– По какому направлению?
– У меня любовь к иностранным языкам, хотелось бы что-то связанное с этим. В идеале хочу получить образование, чтобы помогать иностранным гражданам или жителей нашей страны ориентироваться в других странах.
– А почему ты не выбрала рабочую профессию?
– Ну, во-первых, как сказала ранее, мне нравятся изучать иностранные языки и культуру других стран. Кроме этого, я люблю путешествовать, хочу посетить другие города и страны. Ну и хочу, чтобы моя профессия была полезна, то есть связана с помощью другим людям. Такая профессия идеально соответствует моим желаниям.
Ксения Бондарь, ученица школы №14, обучается на социально-экономическом профиле.
– Куда собираешься поступать после 11 класса?
– Планирую поступить в высшее учебное заведение, в специальности пока не определилась. Но планирую найти себя в юридическом направлении и развиваться там.
– А ты не думала освоить какую-либо рабочую профессию?
– Не считаю рабочие профессии женскими, если можно так выразиться. Всё-таки это больше мужская работа.
– Как ты думаешь, почему многие молодые люди после школы стремятся получить высшее образование и мало кто получает рабочую специальность, хотя в зарплате последние выигрывают?
– Я думаю, что причина этому – сложность в изучении специальности и в практике. Неплохая зарплата – также понятие растяжимое. Рабочие профессии не всегда актуальны там, где бы ты хотел жить. Также часто встречаются проблемы с гибкостью графика. Всё-таки сейчас всё идёт к тому, чтобы люди переходили на удалённую работу.
Владимир Щёголев, ученик школы №14, обучается на физико-математическом профиле.
– Куда собираешься поступать после 11 класса?
–Хочу поступить в Пермский университет на механико-технологическое направление.
– И в какой профессии пригодится такое образование?
– Инженер в сфере машиностроения, например.
– Почему ты выбрал профессию именно в этом направлении?
– Мне просто интересно это направление. К тому же, мой отец тоже работает инженером.
По результатам нашего опроса, из всех респондентов 33% выбрали работу в офисе, 27% предпочли бы стать самозанятыми, 23% выбрали работу на производстве, и 17% захотели работать на дому. Несмотря на то, что опрос проводился не только среди молодёжи, работа на производстве всё равно остаётся менее популярной, чем работа в офисе или самозанятость.
НА ТЕЛЕ РАН НЕ СЧЕСТЬ, НЕЛЕГКИ ШАГИ
Подведём итог. Губахинская молодёжь в массе своей не стремится получать профессии, связанные с производством. Наши респонденты считают, что причин здесь несколько: во-первых, уровень зарплаты напрямую зависит от разряда, то есть относительно высокую заработную плату можно будет получить лишь через несколько лет работы в отрасли; во-вторых, многие современные профессии предоставляют более гибкий график, а также они больше связаны с творчеством и самовыражением, оттого более популярны; в-третьих, получение образования, не связанного с производством, даёт тебе больше направлений, куда можно устроиться; в-четвёртых, в массовой культуре не показана важность рабочих и нужда современного общества в них.
А ОН ПРИДЁТ И ПРИВЕДЁТ ЗА СОБОЙ ВЕСНУ
Можно ли каким-то образом изменить ситуацию?
К сожалению научно-технический прогресс делает ситуацию необратимой: многие люди, видя интересную им профессию, которая, помимо этого, даёт им более гибкий график, более удобное место работы, будут стремится именно к ней. Возможно, спасёт положение дальнейшая автоматизация производства. Придётся заменить часть человеческого труда машинным, уменьшив спрос на рабочую силу. Но одновременно с этим должна повыситься квалификация рабочих. Тогда при чуть большем количестве высококвалифицированных сотрудников проблема кадрового дефицита может сгладиться.
ЗВЁЗДЫ ОСТАНУТСЯ ЗДЕСЬ
Губаха не может обойти стороной вопрос кадрового дефицита на промышленных предприятиях, ведь, как уже было отмечено, главные градообразующие предприятия остро нуждаются в представителях рабочих специальностей. Поэтому в нашем городе предпринимаются меры по привлечению молодёжи на предприятия. Например, «Метафракс Кемикалс» оплачивает обучение талантливым школьникам в рамках целевого набора, предоставляет молодым сотрудникам возможность получения жилья и дополнительных стимулирующих выплат.
Также, город активно вкладывается в обучение студентов по необходимым направлениям. Так, по данным администрации УХТК, количество мест по всем специальностям выросло со 137 (в 2016 г.) до 187 (в 2020 г.); число мест по специальности «Химическая технология органических веществ» – с 25 (в 2016 г.) до 75 (в 2020 г.); количество мест для будущих сварщиков с 2016 по 2020 год не изменилось.
Благодаря материальной поддержке «Метафракс Кемикалс» смог сгладить кадровый вопрос. Так, выпускники химико-технологического колледжа закрывают более 70% рабочих мест предприятия. Губаха стремится решить эти проблемы путём создания привлекательных условий жизни и труда для сотрудников градообразующих предприятий.