Продолжая пользоваться сайтом mediakub.net, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера и соглашаетесь на обработку персональных данных

Согласен
16+
4 октября 2020

А кажется, что этот праздник был всегда. Учителя на страницах "Уральского шахтёра" от 60-х до наших дней

А кажется, что этот праздник был всегда. Учителя на страницах "Уральского шахтёра" от 60-х до наших дней
Общество
  1. Общество
Продолжаем проект "История на страницах газеты". Сегодня материал посвящён Дню учителя и педагогам города

Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство наших читателей уверено, что День учителя был всегда. Настолько этот праздник любим и детьми, и взрослыми. Да это и понятно, ведь неспроста настоящих учителей зачастую именуют вторыми мамами. Каким же представал образ учителя, да и самого праздника, на страницах «УШ» в разные годы?

ПРИ ЧЁМ ТУТ РУЗВЕЛЬТ

Сразу поспешу сказать, что в действительности День учителя – праздник не такой старый, как кому-то может показаться. И что ещё удивительнее, корни его растут не из Советского Союза, а из буржуинской Америки. Предложила посвятить один день в году учителям Элеонора Рузвельт в 1953 году. В СССР впервые отметили этот день в 1965 году.

Как известно, в нашей стране День учителя – празднество не в числах, как говорят. Чаще всего его отмечали в первое воскресенье октября, но бывали и исключения. Так, в 1965-м он праздновался 29 сентября. А в восьмидесятых годах прошлого века появился Указ Президиума Верховного совета СССР о переносе праздников. Тогда День учителя решили объединить с Днём знаний. Видимо, решение было не совсем удачным, поскольку иногда, конечно, вспоминали, что эти два дня стали единым целым, но постепенно в народном сознании старая традиция в плане первого воскресенья октября выжила нововведение, и всё вернулось на круги своя.

В период смены, так сказать, общественных формаций, на сломе эпох со стороны правительства была попытка напомнить о названном выше документе. Вновь не прижилось. Ну, как – 1 сентября дети вручили педагогам традиционные букеты и… А дальше-то празднуют ученики свой День знаний, который, кстати сказать, организует обычно часть педагогического коллектива. В общем, учителям в этот день не до праздников. В результате в канун первого воскресенья октября все сеятели разумного, доброго, вечного самостоятельно решили вернуть то, что не смогли отметить. Всё было вполне в духе времени: перестройка, плюрализм и гласность.

В 1994 году бывший тогда президентом России Борис Ельцин сначала вернул законодательно советскую традицию, а затем добавил педагогам ещё один день получения поздравлений. Тогда по линии ЮНЕСКО было принято решение 5 октября объявить Всемирным днём учителя, а, поскольку страна наша не столь малая часть этого мира, праздник стал и нашим тоже.

Намеренно вынесла все факты в преамбулу. Ведь, согласно закону, тут уже ничего не изменишь, да и дальше хочется в большей степени следовать именно газетным данный, а здесь во все годы и любые формации предпочтение отдавалось людям.

«НАУЧУ ВАС МЕЧТАТЬ»

Первый номер газеты, где удалось найти материалы, посвящённый Дню учителя, датирован 1 октября 1966 года. На первой полосе совсем чуть-чуть официального – одна строчка. Сообщение крупными буквами, что завтра, т. е. 2 октября 1966 года – День учителя. Дальше лирика в прямом смысле. Стихотворение директора детской спортивной школы А. Жуковца о матери-учителе. Тут же – обещание, что материалы о лучших учителях года размещены на 2 и 3 полосах. И действительно, две полосы целиком рассказывают о педагогах губахинских школ.

Честно говоря, читая старые газеты, невольно вспоминаешь слова Отто фон Бисмарка (ну, тот самый «железный канцлер Германии): «Войны выигрывают не генералы, а учителя…». И попробуй усомнись в его правоте!

Вот, к примеру, небольшой рассказ о литераторе Валерии Васильевне Масленниковой. «Приятно слушать на уроке Валерию Васильевну. Она обладает богатой литературной речью, приучает учащихся отвечать связно, употреблять образные выражения». Это вам, конечно, не наш продвинутый 21 век, когда особо развито клиповое мышление и построение речи «от простого – к более простому». Потому в те времена, наверное, дети любили читать, а сейчас у кого-то при виде «многа букав» возникает нервное расстройство. Ну, то такое…

Так вот, в заметке о В.В. Масленниковой сказано, что многие её ученики стремятся быть похожими на неё. С плохим учителем такого не случается.

Рядом ученики рассказывают о своей второй маме, классном руководителе Елене Васильевне Мандтлер, сумевшей научить их дружить, ценить друг друга, стать добрее и внимательнее. В общем, как в старинном фильме «Учительница» с Верой Марецкой в главной роли: когда учительница среди прочих премудростей, которые предстоит познать детям, обещает: «Я научу вас мечтать».

Ещё пример учения-воспитания. Учитель биологии школы № 2, которая в ту пору была в Нижней Губахе, Мария Ивановна Кайгародова. Кто вообще помнит, что такое Нижняя Губаха, тот в курсе, что там даже ко всему привыкающему существу – человеку – дышать было трудно в любую погоду из-за загазованности. Мария Ивановна не хватала звёзд с неба и яблони на Марсе её, наверное, не очень привлекали. Она с учениками во что бы то ни стало решила вырастить яблони в родном посёлке. И ей это удалось! Яблони, посаженные учительницей и учениками на пришкольном участке, не просто прижились, но выросли и зацвели.

Ещё много добрых слов и эмоциональных рассказов напечатано в этом выпуске «УШ» о педагогах хороших и разных. Главное везде одно: учитель – друг, наставник, пример для подражания. Выходит, прав канцлер, победа в любой войне зависит от учителя. В смысле, как воспитает, что в головах и сердцах заложит, так дальше дела и пойдут.


О ПРОГРЕССЕ, ТЕСНОЙ ДРУЖБЕ И ПОВЫШЕНИИ ЗНАНИЙ

«Уральский шахтёр», год 1970 и далее. Как мне показалось, здесь гораздо чаще в материалах, посвящённых учительскому празднику, стали появляться официальные нотки и профессиональные клише из серии «борьба за повышение знаний», «развитие научно-технического прогресса» и прочее. Хотя, конечно, и здесь хватает добрых примеров преданности детям и профессии. Привлекают внимание слова, как сейчас сказали бы, слогана на полосе «В ХХ веке и в двухсотом учитель вечен на Земле».

О чём это я? О языке, наверное. Как-то так вышло, что в семидесятые в споре буквы и духа победу одержала первая. Наши прекрасные педагоги стали разбавляться историями о педагогах нездешних. Тоже замечательных, но незнакомых. Об учителях Губахи писать стали в основном вышестоящие коллеги: директора, завучи, реже – родители учеников. В общем, люди образованные, но в силу обстоятельств не избавленные от канцеляризмов. Потому иногда получалось, как у Чуковского в книге «Живой, как жизнь». Молодой человек, увидев плачущую маленькую девочку, с нежностью склонился над ней и спросил: «Ты по какому вопросу плачешь?»

Хотя, по большому счёту, нужно быть благодарными тем, кто на страницах нашей газеты посвятил строки действительно талантливым и любимым школьниками учителям, как Фаина Григорьевна Яковлева,, Анна Ивановна Нестерова, Надежда Васильевна Пешина, Мария Давыдовна Молчанова и многие другие. А язык… Да что язык. С этих пор почти ежегодно со страничкой, посвящённой в канун Дня учителя педагогам, соседствует страничка, посвящённая Сергею Есенину. У поэта день рождения в начале октября. Так что сухость повествования на одной полосе компенсируется душевным слогом на другой.

Да и в этом ли суть! Главное, что учителя продолжали учить и воспитывать настоящих людей и делали это с полной отдачей, не считаясь с личным временем и, подчас, личной жизнью. И ещё, учителя по-прежнему умеют быть настоящими друзьями своим воспитанникам, которые доверяют им самые сокровенные тайны и запросто могут поплакаться в жилетку, если в жизни что-то не склеилось.

ПРОСТЫЕ СОВЕТСКИЕ АВТОРИТЕТЫ

Восьмидесятые в педагогическую сагу врываются симбиозом всего пройденного ранее. Что первым бросается в глаза, так это нехватка газетных полос. Так много замечательных, чутких, умных педагогов, так много хочется обо всех рассказать, что кегль шрифта газеты уменьшают до минимально возможного, чтобы всё напечатать и при этом читатель мог увидеть, что там напечатали.

Газета, конечно, всё ещё чёрно-белая, но, позволю использовать фигуру речи: она разноцветная в именах героев и подаче материала. Кстати, здесь истории людей выглядят более живыми ещё и потому, что их подкрепляют фотографии героев в привычной для них рабочей обстановке.

Приведу лишь один пример, когда сказано вроде всего ничего, но одновременно объёмно и веско. «В чём состоит учительское призвание? На этот вопрос сегодня ищет ответ начинающий учитель школы № 1 Наталья Владимировна Третьякова (на снимке вверху слева) и воспитатель самых маленьких учащихся – шестилеток – Любовь Александровна Зубрилина (на снимке вверху справа).

Вера Анатольевна Зинская, ветеран этой школы (на снимке ниже слева), в ответ приводит слова Макаренко о том, что дело воспитания – очень лёгкое дело, если отдать ему всю жизнь».

Здесь граничат клише типа «Простая советская…» так называется заметка об одном из самых уважаемых педагогов той поры Марии Ивановне Голубь и живой рассказ об авторитетах на все времена – воспоминания выпускников о любимых учителях.

Кстати, Есенин по-прежнему соседствует с педагогами, но уже не затмевает их труд своей поэзией. На страницах газет 80-х он равный среди равных.

ЛИХИЕ 90-Е И ЗОЛОТЫЕ НУЛЕВЫЕ

Объединим два десятилетия в педагогической поэме нашего города, поскольку разные они были лишь по мировосприятию и экономическому состоянию. Зато учителя на этих страницах примерно одни и те же. Не в плане одинаковых лиц, хотя такие имена, как Юрий Васильевич Никифоров, Людмила Николаевна Лапшина, Валентина Александровна Трофимова, Татьяна Борисовна Шойхет встречаются довольно часто. Кто-то из них стал учителем года, кто оказался вписанным в списки «соросовских учителей», как лучшие преподаватели точных наук. Много тогда было различных способов поддержать и подбодрить тружеников на ниве просвещения. Но речь не об этом. Тем самым общим в газетных материалах о педагогах было признание в любви. и немудрено! Ведь писали-то о них чаще всего ученики. Те, кто всегда «голосует сердцем».

Возможно, тому есть объяснение. Полная и бесконечная вольница девяностых и новые рамки (ещё не укоренившиеся) в двухтысячных сделали своё дело. Школы экспериментировали, искали новизну в преподавании, в воспитании и даже в направлении развития. Ведь это в те годы стали возникать первые кадетские классы, развиваться классы с углублённым изучением отдельных предметов. Рождались даже целые направления в работе всей школы, например, культурологическое. И пускались, как говорится, во все тяжкие (ну, в хорошем понимании, конечно). Главное, что никто не боялся экспериментов. Готовы были горы свернуть, да и воротили…

Заметим, именно в девяностые получила своё развитие прогимназия «Надежда». В другое время, возможно, и духу не хватило бы на такие преобразования, а тут…

Но вернёмся к главным героям. В вышеупомянутые годы любящие ученики пишут о первых учителях, о самых милых и самых строгих, о внимательных и понимающих, искромётных, творческих и родных. Вам никого не напоминает? Мы же говорили в начале повествования о второй маме. В эти годы нечасто встретишь именно такое определение, но вот дух как бы воспрянул с новой силой. Да и как иначе. Времена были не из лёгких, особенно 90-е. А детям всегда свойственно искать старшего друга. Таковыми зачастую становились наши учителя.

И да, писали не только о школе. На страницах газет нередко можно увидеть и преподавателей профтехучилища № 13 (сейчас УХТК), и педагогов музыкальной школы. Всех, кто без преувеличения и высокопарности вкладывал душу в учеников.


Это тоже интересно3 октября 2020ТОП-5 запомнившихся событий, связанных с проспектом Ленина. Часть вторая

Текст:
Фото:
Смотрите также
Реклама и объявления

На сайте mediakub.net

26 000+

человек в месяц

В газете "Уральский Шахтер"

4 200

экземпляров - тираж за неделю

В группах "Губаха - Точка роста" в социальных сетях

8 000+

человек - суммарное количество подписчиков

Разместить рекламу