Про губахинские пещеры знают многие, их известно по всей округе 76, среди которых – маленькие и большие, глубокие и не очень, любимые туристами-спелеологами и малоизвестные. Наверное, каждая из них хранит свои тайны, но вряд ли у каждой есть истории, подобные тем, что рассказывают про небольшую пещеру, которая расположена вблизи железнодорожной станции.
Дело было во второй половине восьмидесятых прошлого века. В те времена, как известно, дети постарше (а это «постарше» начиналось лет с десяти) могли гулять днями напролёт и без присмотра. Вот как-то однажды компания мальчишек отправилась в лес. Дошли до вокзала, собрали по карманам всю мелочь, которую смогли сэкономить, или выпросить на разные ребячьи нужды, купили на неё в привокзальном кафе лимонада с пирожками и отправились на поиски приключений.
Ребят манила ближняя пещера, поскольку один их приятель рассказал всем странную историю, будто, когда он недавно ходил с братом на Мальцевку за грибами, видел, как из пещеры вышел человек. Может, он и не обратил бы на незнакомца внимания, да вот одет он был как-то непонятно, не так, как в восьмидесятые одевались все. Костюм был похож на какую-то спецодежду, но явно не рабочий, не спелеолог, не кто-либо ещё, кто мог интересоваться пещерами. Да и те по одному не ходят. А ещё, выйдя из пещеры, незнакомец не стал торопиться куда-то по своим делам, а остановился неподалёку, стал внимательно приглядываться ко всему и что-то постоянно говорил вслух, хотя рядом с ним никого не было. Мальчишки понаблюдали за ним, но ничего не поняв, отправились дальше, решив позже проверить, что там такое.
ТАЙНЫЕ ЗНАКИ НА СТЕНЕ
Вот, услышав такую историю, мальчишки и отважились отправиться в пещеру, чтобы узнать её секрет, тем более, что среди губахинской детворы уже давно ходили слухи, будто в этой небольшой пещерке кто-то живёт.
Дойдя до входа в пещеру, ребята достали фонарики, благо двое смогли выпросить эту важную вещь у родителей, и отправились искать неизвестного. Тут стоит сказать о самом это месте. Старожилы утверждают, что некогда маленькой эту пещеру назвать было сложно, поскольку большие и малые коридоры в ней тянулись почти через всю гору, но позже случился обвал, камни перекрыли вход в большинство из них, и в результате от коридоров и гротов остался лишь небольшой аппендикс справа от входа и более продолжительный отрезок чуть левее от него.
Хотя в аппендикс разведчики заранее решили не заходить, а идти в большой коридор, двое, тот самый Колька, благодаря рассказам которого вся компания и отправилась сюда, и его закадычный дружок Вовка, всё-таки туда заглянули. Обшарили фонариком все стены, вспугнув летучих мышей, и уже собирались наружу, как на одной из пещерных стен фонарик высветил какой-то рисунок.
- А вдруг это наскальная живопись. Помнишь нам на истории рассказывали, – громким шёпотом произнёс Колька. – Давай поближе подойдём.
Ребята приблизились к рисунку. Никаких мамонтов или древних людей с копьями они там не увидели. «наскальная живопись» оказалась изображением геометрически правильной фигуры, напоминающей восьмиконечную звезду-кристалл. Друзья стали всматриваться в изображение и заметили странную вещь, как будто при внимательном взгляде на какую-либо точку-лучик там на секунду высвечивается какое-то число. Любопытство взяло верх, и Колька «погипнотизировав» очередной лучику, в момент, когда число проявилось, прикоснулся к этой точке указательным пальцем, желая задержать всплывшее число. Однако оно исчезло, и друзья услышали звук, похожий на хлопок или щелчок типа того, который бывает, когда открываешь стеклянную банку с консервами (ну, знаете, там ещё написано, что щелчок при открывании свидетельствует о герметичности). Поскольку больше ничего не произошло, ребята, ещё раз осмотревшись по сторонам, отправились к выходу, решив, что, пока они звезду изучали, все уже давно выбрались.
КУДА ЭТО МЫ ПОПАЛИ
Подошли наши искатели приключений к лазу, через который проникли в пещерный аппендикс, и обнаружили, что он как будто стал немного теснее, поскольку для того, чтобы выбраться к выходу, пришлось сгруппироваться, хотя туда они поникли довольно легко.
И вот, наконец, ребята вышли наружу.
- Мы где, – заволновался Вовка.
- Из пещеры нет другого выхода, значит мы на месте, – поспешил успокоить друга Колька, хотя сам тоже не верил своим глазам: рядом с пещерой всегда был лес, причём здесь в основном росли молодые деревья, теперь же этой молодой поросли вовсе не было, зато чуть вдалеке, за камнями, обрамляющими вход в пещеру, были видны высокие ели. Подозревая что-то неладное, они попробовали позвать остальных ребят в надежде, что те тоже где-то рядом, но ответа не последовало.
Мальчишки решили двигаться в том направлении, где, как они думали, должна находиться станция. Спустившись с редко поросшего небольшими деревцами склона в сторону здания вокзала, не обнаружили его на месте, да и железнодорожных путей тоже не было видно. Тут друзья уже не на шутку перепугались. Передохнув немного на поваленном дереве, поспорив о том, что же с ними случилось, мальчишки пришли к единственному решению: бывает же такая ситуация, когда что-то забыл вдруг, и, чтобы вспомнить, надо вернуться на то же место. Может, стоит вернуться в пещеру, к рисунку, тогда всё снова найдётся?
ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ЦИФРЫ ВЫБРАТЬ
Вновь стали рассматривать звезду, и тут у Вовки закралось подозрение: «Коль, а что ты сделал, когда цифру увидел?»
- Я нажал на неё пальцем… Думаешь, надо сделать то же самое?
- Да, только нажимай как-то повнимательнее. Ну, посмотри, какая цифра появляется. Видишь, когда мы куда-то смотрим там в основном четырёхзначные числа выходят. Вдруг это годы?
- Тогда надо искать 1987 что ли?
И друзья принялись всматриваться в каждую точку на звезде в поисках заветного числа. Ура! Вот оно! Тут Колька с такой силой нажал на точку, что палец заныл от боли. Вновь раздался знакомы щелчок, и, немного постояв в нерешительности, ребята направились к выходу. Лаз стал прежним, и, выбравшись на волю, оба с радостью увидели знакомый пейзаж. Вернувшись домой, Колька с Вовкой долго рассказывали друзьям о своём приключении. Те, как выяснилось, когда сами закончили обследовать коридор, долго пытались их найти около пещеры или внутри неё, но не нашли. Они уже хотели тихонько выведать у родителей своих приятелей, пришли ли те назад, но не знали, как спросить, чтобы те не слишком испугались, узнав, что сыновья пропали. Сейчас же, слушая рассказ, кто-то верил, а кто-то не очень. Спорили до позднего вечера. Возможно, кто-то решился и самостоятельно убедиться в наличии временного портала в пещерном аппендиксе, но это уже, как говорят, совсем другая история.