Шоколад, конечно, вкусный, но попробуйте сделать из угля конфетку, в полёты изюминку добавить или чарнию со дна океана достать. Не каждому такое дано. Потому, когда заходит речь о необычном, здесь утверждают, что такое встречается на каждом шагу.
Скажете, опять я куда-то в дебри полезла? Нет, скорее, наоборот. Пришла посмотреть выставку, да осталась, разговорилась и лишний раз прошлась по всем экспозициям музея, взглянув на них другими глазами.
Про все конфетки-изюминки, само собой, расскажу, но начну всё же с первопричины. Про экскурсию в историю шоколада слышали? Она целых три дня работала в нашем Музее КУБа.
СЛАДКАЯ «ГОРЬКАЯ ВОДА»
Если театр начинается с вешалки, то путешествие в музей шоколада – с интригующего факта. Вы же знаете, что реклама – это двигатель торговли. Вот только известному голландскому производителю какао Ван Гутену реклама не помогала. До поры. Пока некоего Людвига Ван Дейка не приговорили к смертной казни. Тот, взойдя на эшафот, прежде чем лишиться жизни, крикнул местным зевакам: «Пейте какао Ван Гутена!». Эта фраза не спасла жизнь осуждённому, зато оживила бизнес шоколатье, ну и энную сумму в качестве моральной компенсации родным Ван Дейка обеспечила.
Эту историю мне шепнули по секрету, пока посетители-второклашки не успели войти в зал шоколадной экспозиции. Детям, безусловно, подобные страсти не рассказывают.
Зато ребята узнали, как появился шоколад на свет. Если помните, Америку некогда открыл Христофор Колумб. Но населяли-то её индейцы, которые, в свою очередь, и открыли напиток из какао-бобов. Поскольку жидкость эта была довольно горькая, её так и стали называть – шоколад. В смысле, чоколатль – на языке ацтеков. В переводе слово обозначает «горькая вода».
Здесь детям позволили делать почти всё, что они любят. Так, вместе поиграли в индейцев – вызывали дождь при помощи волшебных звуков. Благодаря особым музыкальным инструментам они изобразили дождик, дуновение ветра, шелест кустов и трав, даже раскаты грома.
После путешествия в историю вернулись в настоящее. Знаете, как называется одна из самых высокооплачиваемых профессий на шоколадной фабрике? Конечно, дегустатор: приходит человек на работу раз в неделю, ест шоколад и получает за это около двадцати моих зарплат.
Малыши, естественно, пока зарплату не считают, но, что значит пробовать шоколад, понимают. И стать на несколько минут дегустаторами согласились охотно.
После дегустации все участники экскурсии смогли побывать и в роли всамделишных шоколатье. Да-да, ребята самостоятельно заполняли формы жидким шоколадом, из которого впоследствии должен появиться медвежонок.
ЭТО ВАМ НЕ ШОКОЛАД ЕСТЬ
Вот после всей этой шоколадной истории у меня и состоялся разговор с экскурсоводом Музея КУБа Ольгой Шебеко, где и выяснилось, что одним шоколадом сыт не будешь. Музей, он ведь для алчущих и жаждущих новых знаний.
И, к слову, у нас он исправно служит местом, где свой интеллектуальный багаж можно пополнить.
Узнают здесь не только о вкусняшках. Гости музея за последние годы побывали уже и внутри картины, и внутри скульптуры (такие тематические выставки были организованы совместно с Пермской художественной галереей). Да мало ли ещё было всевозможных интересностей!
- Было много всего классного, но всё-таки в постоянных экспозициях, нашедших своё место в губахинском музее, есть свои удивительные истории, необычные факты.
Так мы и пошли по музею, останавливаясь в каждом зале, и Ольга рассказывала о жемчужинах каждой экспозиции, которые способны привлечь внимание самых искушённых посетителей.
Безусловно, ярчайший пример необычного – «Парк Эдиакарского периода». Приподнять слой в 560 миллионов лет – это не шутка. Но интересно, что природа сама показала людям то, что хранила в глубинах. Как известно, сначала на месте бывшего моря-океана путём тектонических процессов сформировались горы. Очень высокие. Потом они стали рушиться, видоизменяться. При этом слои, которые когда-то прятались под землёй, обнажились. А это стало причиной обнаружения останков древнейших животных.
Вообще, как заметила Ольга Шебеко, в окрестностях Губахи можно найти следы пребывания почти всех древних животных, кроме динозавров. Им горы не подходят.
Кстати, ещё один удивительный факт: «Парк Эдиакарского периода» стал самым часто награждаемым проектом. Необычность его заметили все – от местных жителей до Союза музеев России м лично директора «Эрмитажа» профессора Михаила Пиотровского.
НОГИ, КРЫЛЬЯ… ГЛАВНОЕ БОРА!
Следующей на нашем пути стала экспозиция «От крыла!». Хотя рассчитана она преимущественно на детей, взрослым здесь не менее интересно. Как всегда, даже говоря об общей истории полётов человека, вспоминается история частная, губахинская. А ещё, помимо крыльев, здесь есть знаменитая Кизеловская бора.
Ну всё правильно, ветер ведь тоже летает. Он – та сила, которая помогает летать некоторым аппаратам. А с борой связано ещё и немало историй. Пусть её и зовут кизеловской, но досаждает она и рядом стоящим городам и посёлкам.
В прессе сохранились сообщения о том, как бора разбушевалась в декабре 1968 года. Тогда скорость ветра достигала 32 – 40 метров в секунду. Из-за этого были выведены из строя линии электропередач, железная дорога и автотрассы. Высота снежных заносов равнялась двум метрам за сутки. Тяжелее других пришлось коксохимикам, чтобы не сорвать план, сотрудники почти всем коллективом вручную раскапывали железную дорогу, по которой отправлялись составы с коксом.
СЕМЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
Дальше – «День шахтёра». Ёмкое название, которое вмещает сразу несколько значений – выход из шахты на поверхность, обычный день губахинского шахтёра и профессиональный праздник.
Средства (целый миллион) на создание экспозиции предоставил фонд Потанина. Но не это самое удивительное. Главная достопримечательность – то, что здесь всё создано благодаря воспоминаниям самих жителей Губахи. В центре – история обычной шахтёрской семьи – условных Ивана и Марьи. А вокруг развиваются всевозможные события – от того, как некогда в забое трудились женщины наравне с мужчинами, до того, как жёны собирали мужьям тормозок в шахту.
Масса вещей из прошлого, которые создают атмосферу тех времён. Кстати, в экспозиции есть телефон. Для современных детей и молодёжи он уникален, конечно, уже тем, что они в своей жизни такого не встречали. Сегодня ведь даже стационарные телефоны снабжены кнопками-клавишами для набора номера. А тут – вращай диск, чтобы поговорить.
Ещё нюанс – телевизор и проектор во время экскурсий не молчат. Здесь идёт хроника прошлого Губахи и её посёлков (личный архив А.М. Васильева). Для молодых – погружение в тему, для старшего поколения –
предмет воспоминаний.
Тут Ольга снова отвлекается, чтобы отметить очередную фишку: сюда полезно приходить взрослым людям вместе с детьми и внуками. Молодёжь больше узнаёт не просто об истории территории, а знакомится с жизнью родителей, бабушек и дедушек.
ЧЕРНЕЕ ЧЁРНОГО
Музей угля. Здесь самым необычным экспонатом оказалась… тележка с углём. Это связующее звено между прошлым и настоящим. С одной стороны, история угля, шахтёрского труда. С другой – шахты закрылись, но остался коксохим. И это тоже уголь! Только уже не тот, который добывают, а тот, что используют в производстве кокса.
И, кстати, многие думают, что кокс – это только топливо для мартеновских печей. На самом деле он используется для производства гидроизоляционных материалов в строительстве, используется в медицине и даже (отдельные компоненты коксования) в производстве воздушных шариков. Так что, экспозиция эта обладает большим заделом на будущее. Возможно, она станет прародительницей совсем другой истории – про косохимиков.
ИСТОРИЯ ДВУХ ИВАНОВ
Наконец, выставка «От угля – к победе». Экспозиция всеобъемлющая. Здесь посетители узнают одновременно и о том, как губахинцы защищали Родину, били врага на фронте, и о жизни в тылу.
Что касается удивительного, достаточно посмотреть на гимнастёрку, переданную музею ветераном Иваном Яковлевичем Ловиковым. Во время боёв за Ленинград он был тяжело ранен. В то, что 22-летний боец выживет, не верили даже врачи, хотя и продолжали делать всё, что было в их силах. Тем не менее, Иван Яковлевич выжил, поправился, правда на фронт его больше не пустили, отправили домой. Многие губахинцы знают и помнят героя как замечательного педагога, директора школы № 1. Удивительно, но Иван Яковлевич прожил сто лет. Вот уж точно «всем смертям назло».
Другая необычная история – жизнь ещё одного фронтовика, тоже Ивана – Савенко. На фронте ему оторвало правую руку. Но он очень хотел быть художником и добился своего. Работы Савенко знает весь мир.
Ещё одна удивительная быль в этой экспозиции – ГРЭС во время войны. Сейчас трудно себе представить, как кто-то отказывается от электричества, чтобы дать его другим, тогда же одна наша электростанция обеспечивала током все окрестные шахты и заводы, которые должны были работать бесперебойно.
ХРАНИМ ИНТРИГУ
Если же объединить всё перечисленное, невольно приходишь к выводу: музей растёт. Нет, он не становится больше в размерах, но здесь открываются, как в наших горах, всё новые пласты. Одна история вытекает из другой. Есть некая, тайная пока, связь между всеми экспозициями. И моя собеседница в довершение, словно угадала мои мысли:
– Долгое время не могли найти связующее звено между разными темами. Наконец, пришла идея, которую мы осуществим в любом случае. Пока сохраним интригу о том, что именно будет. Суть такова: музей – это точка, из которой человек может отправиться, например, в горы – покататься, погулять и увидеть там какую-то палеонтологическую историю. Или приехал потом человек в Каменный город, и там он тоже всё уже воспринимает по-другому – не просто «ах, как красиво!», а идёт совсем иной бэкграунд. Третий – бывший шахтёр, приехал в родные места, зашёл сюда, у него пошли воспоминания. Круто же! Считаю, что в этом – наша некая миссия.