Всем, кто хотя бы раз был в посёлке Северном, хорошо знаком дом № 15 на улице Мира. Знаменитая башня с часами встречает всех, кто приезжает сюда. Но у домов, как и у людей, судьбы разные. У башни она висит на волоске.
Перед поездкой постоянно вспоминался фрагмент из фильма «Назад в будущее». Помните, во второй части пикеты с плакатами «Спасём башню с часами» и сбором пожертвований на сие благое дело? Замечу, что многие наши читатели, даже не живущие в этом доме, да и вообще в посёлке, в комментариях писали примерно те же слова. При этом они справедливо напоминали, что дом стал символом посёлка, пусть построен не несколько веков назад, а в советский период (в 1954 году), но имеет необычную архитектуру и в своё время был одним из красивейших зданий. Был, пока не стала рушиться башня.
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ДОМ
В народе говорят, старый дом стоит, пока жив хозяин. Кто-то скажет, что это припахивает мистикой и суевериями, но примеры, когда уходил хозяин и крепкий с виду дом быстро ветшал, существуют. Это больше относится к домам частным, однако знаменитую башню, похоже, постигла та же участь. Наш диалог с жильцами заочно начался с их заявления о том, что уже пару лет, а то и больше дом живёт без управляющей компании. То есть собственники жилья делают всё, что от них зависит – выбирают себе УК, но проходит время, та отказывается содержать здани, и история повторяется.
О других проблемах, связанных с разрушением башни, все знают. В надежде помочь людям разобраться в ситуации еду на встречу. Жанна, которая подняла эту тему в соцсетях, тем временем обзванивает всех неравнодушных жильцов.
Наконец, я на месте. Окинув старый дом взглядом, вхожу с угловой подъезд. Там уже ждут местные активисты. Начинаем разговор о том, что накипело.
Жильцы наперебой рассказывают о том, как пошла череда невезений. Когда очередная УК отказалась от обслуживания дома, говорят, администрация округа посоветовала им выбрать ООО «УК «Губерния»».
– Мы были не против, – говорит Жанна. – В администрации составили договор. Мы его подписали. Думали, всё наладится, но «Губернии» всё нет. Я уже стала обращаться в администрацию с вопросом, нельзя ли как-то ускорить? Там отвечают, что ждут включения нашего дома в лицензию.
Пытаюсь связаться с УК «Губерния». Спрашиваю у руководителя компании Константина Кузовлёва, что происходит с домом-башней. Он охотно отвечает на мои вопросы:
– Администрацией Губахинского округа нам было предложено взять в управление дом № 15 на улице Мира. Мы согласились. Но пока мы не имеем права на обслуживание здания, поскольку дом не внесён Инспекцией госжилнадзора в реестр лицензии компании на управление домами.
– И что, получается, дом стоит бесхозным?
– И да, и нет. Всё равно собственники к нам обращаются. Если речь идёт о чём-то серьёзном, например, какая-то авария в коммуникациях, мы, конечно, выезжаем на такой вызов. Это может угрожать жизни и безопасности людей. Если что-то по мелочам, мы вызов отклоняем.
Тут в разговор снова вступают жильцы. Выясняется, что после разговора с гендиректором УК и представителем администрации, они самостоятельно написали запрос в ИГЖН. Заместитель начальника инспекции Олег Камских ответил:
– Для включения в реестр необходимо предоставить в ИГЖН заявления на осуществление предпринимательской деятельности по управлению домом с оригиналом протокола общего собрания собственников жилья и решения о выборе в качестве УК ООО «Губерния». Этих документов в инспекцию не предоставили.
Тут – ещё один интересный факт. Говорят, оригинал решения в последний раз всплывал в суде (?).
РАССУДИЛИ
Спрашиваю собравшихся, что это за суд и кого судили. Жанна отдаёт мне толстый почтовый конверт с несколькими листами А4, где чёрным по белому значится, кто с кем судился, по какой причине и что решил суд.
Одна пенсионерка, проживающая здесь подала в суд иск к администрации. Женщина обвиняла чиновников в бездействии. Требовала, чтобы администрация округа дала распоряжение о самостоятельном сносе жильцами своего дома… в двухмесячный срок. Собравшиеся точного ответа, почему заявитель так решила, не дали. Их больше возмутил факт, что они ещё и сносить дом сами обязаны.
Вкратце разъяснил суть этого гендиректор «Губернии» Константин Кузовлёв:
– Поскольку на то время уже был договор об управлении домом, наш представитель присутствовал на заседании суда. Всё просто: женщина испугалась, что дом признали аварийным. Если помните, весной здесь было обрушение. Она решила, что жить в доме опасно и хотела побыстрее получить новое жильё. Потому подала в суд это заявление. Надеялась, что по распоряжению администрации собственники сами снесут дом, и всем предоставят новые квартиры.
Константин Александрович поспешил заметить, что суд иск отклонил. Смотрю в переданные бумаги, да, судья рассудил более логично. В бумагах, конечно, нет размышлений о том, насколько это разумно или нет, но ясно сказано, что ни заявитель, ни все собственники вместе на сегодня не могут оплатить работы по сносу здания. Суд решил заявителю в удовлетворении иска отказать.
Конечно, городские власти обязательно позаботились бы о срочном предоставлении другого (необязательно нового) жилья всем собственникам, если бы, к примеру, дом был разрушен стихией. Но, если дата расселения стоит не ранее 2025 года (как шутят собравшиеся, с последующей пролонгацией), никто раньше этого срока жильё не выделит. И есть ли смысл разрушать здание, чтобы потом остаться под открытым небом? С учётом реальности в эпоху вернувшегося капитализма существует, может, не совсем гуманный, но такой же реальный ответ: хочешь новое жильё сейчас и при этом являешься собственником старого, продай одно – купи другое, или обменяй.
А ДРУГИЕ ЧТО?
Не могу сказать, чем руководствовалась часть жильцов, подписывая упомянутое заявление. Здесь и сейчас решаю услышать чёткий ответ, чего ради собрались, зачем людям новая УК, если все мечтают о расселении. Все в один голос отвечают, что дом-башню оставлять не хотят. Мечтают спасти его. Вспоминают и комментарии, о которых я говорила вначале. Самая старшая среди пришедших на встречу женщина говорит о ностальгии, как много связано с этим домом.
– Да как он мог разрушиться?! Он рассчитан на века, – говорят жильцы. – Он ведь оборудован был под бомбоубежище. Мы об этом говорили администрации, только наше МЧС от него отказалось. Но сам этот факт говорит о том, насколько прочные конструкции здания.
Люди недоумевают: «Всем компаниям, какие были, мы за содержание жилья платили больше тысячи рублей. При этом почему-то никто из них никогда даже не заикался о ремонте крыши. Крыша ветхая. Если её обновить, перекрыть, дом будет жить. Старая крыша не вынесет тяжести снега. Обрушение произошло по этой причине. Будет новая крыша, можно спасти и башню. Там стена блочная. У блоков такая особенность: если нет штукатурки (она осыпалась от схода снега), блок рушится. А если заштукатурить, башня простоит ещё долго».
Николай, подробно объяснявший про особенности блоков, и Жанна вспоминают об УК «Партнёр». Все подхватывают: «Жаль, что они от нас ушли. Там руководитель мечтал восстановить башню. Говорил, что на такие мероприятия администрацией должны выделяться деньги, субсидии. Мы тогда духом воспрянули. Ждали, что всё устроится. Но денег никто не выделил, инициатива затухла, а позже и «Партнёр» от нашего дома отказался».
ЖАЛЬ, ЧТО НЕТУ ВОЖАКОВ
Спрашиваю, не пытались ли жильцы организовать ТСЖ? Жанна отвечает, что им такое не под силу. Нет человека, который у всех пользовался бы авторитетом и при этом взвалил на себя тяжкий груз. Ведь тут и ответственность за дом, и оформление документов, и всё прочее. Потому все ждут, что вопрос с УК всё-таки решится. Пока же сами ищут трактор, чтобы прочистить дорогу, оплачивают его работу. Так же решают и другие вопросы.
После общения с собственниками квартир и руководителем УК «Губерния» мы направили запрос в администрацию относительно не предоставленных в ИГЖН документов. Когда будет ответ, обязательно ознакомим с ним читателей. А жильцы обращаются к губахинцам с просьбой о поддержке. Как вы считаете, нужно ли сохранять башню с часами? Что можно сделать для этого? Ждём ваших советов.