Вот и новый учебный год. Девочки и мальчики, идущие в школу впервые, вряд ли знают, как сложится их ученическая судьба. Будет ли им легко в школе или трудно, каких новых друзей приобретут они за годы учёбы? Кто и как будет давать им знания? Но стоит ли оценивать то, чего ещё нет? Пройдёт время, и они смогут ответить на эти вопросы на основе приобретённого опыта. А пока перед ними – чистая страница школьной жизни.
Сегодня мы публикуем воспоминания тех, кто уже прошёл этот путь. Их воспоминания посвящены школе № 23, располагавшейся в посёлке шахты «Ключевская». Маленькое уютное здание, сплочённый педагогический коллектив, ученики, живущие в условиях удалённости от города, душевность и простота отношений – всё это сформировало основные качества учащихся.
15 октября текущего года школе исполнилось бы 80 лет. К сожалению, до своего юбилея она не дожила, прекратив свою деятельность в 2011 году. Сегодня на месте школы – пустырь. Но осталась память учившихся и учивших в ней. Предоставляем им слово.
Из воспоминаний Высотиной Таисии Васильевны:
«В 1966 году я закончила Пермский пединститут и была направлена работать в Губаху. На второй день по распоряжению гороно я приехала в школу № 23. Здесь меня очень приветливо встретили директор школы Анна Ивановна Кондрашова и коллектив учителей. Как начинающему педагогу, дали классное руководство в 5 «в» классе. Он был очень большой и шумный. Однако я с ребятами ладила. Учащиеся моего класса всегда занимали призовые места в различных конкурсах, смотрах строя и песни.
Восемь лет я отработала организатором внеклассной и внешкольной работы. В то время в школе была комсомольская организация. Лучшие секретари комсомольской организации – это Люда Асерина, Вова Науменко, Таня Хлызова. Лучшим организатором всех вечеров была Таня Перфеньтьева.
Перед тем, как меня назначили руководить школой, я работала учителем начальных классов. Поэтому мне очень дороги Костя Андрейко, Люда Олюнина, Костя Вахрушев, Шамиль Шакиров, Наташа Буяк, Таня Лобанова, Таня Радзнен, Сергей Смирнов». «Уральский шахтёр», 3 февраля 2001 года.
Лариса Сизова, директор МАУ ДПО «ИМЦ»:
- 23-я школа для меня – это не только учебное заведение, которое дало мне знания (1974-1984 годы), но и школа, где началась моя трудовая деятельность, как учителя информатики.
Школа № 23 – это как маленькая планета в центре посёлка. Мой первый учитель – Мещеряк Людмила Николаевна. В школе мы готовы были проводить всё своё время. Помню маленький спортзал, в котором мы учились играть в баскетбол, волейбол под руководством Вежеватовой Антониды Даниловны. И как мы терялись в больших залах других школ, выезжая на соревнования. Ещё и умудрялись не быть последними.
Будучи старшеклассниками и активными комсомольцами, старались ввести в школе самоуправление. По утрам в коридоре на втором этаже перед уроками проводили общешкольную зарядку, во время перемен дежурные классы организовывали игры для малышей, чтобы те меньше носились по коридорам.
Школа являлась подшефной организацией шахты «Ключевская». За каждым классом был закреплён шахтный участок. Я помню, как рано утром, до уроков, мы ходили к нашим шефам, проводили для них перед началом смены концерты, читали стихи, пели песни.
А шефы оплачивали нам поездки всем классом на экскурсии. Помню поездки в Пермь, Тулу на Новый год.
У нас было много мероприятий, направленных на сплочение класса: совместные субботники – очистка остановки и тротуаров от снега; работа в лесничестве; дежурство по школе. А в 10-м классе мы специально устраивались работать техничками, чтобы заработать деньги на выпускной. И хорошо, что раньше выпускные проводились в школе. Это действительно был праздник прощания со школой, с учителями.
Я до сих пор помню поимённо всех учителей, которые меня учили и повлияли на мой дальнейший выбор профессии. Особенно я благодарна своему классному руководителю Борисовой Светлане Алексеевне.
Когда я пришла в школу уже в должности учителя, меня встретил творческий дружный коллектив. Спасибо Высотиной Таисии Васильевне, что приняла меня на работу за месяц до выхода в декрет. У меня были хорошие наставники: Татьяна Васильевна Гумарова, Людмила Ивановна Заппарова.
Будучи заместителем по воспитательной работе, помню, как много времени я проводила с ребятами во внеурочное время. Мы организовывали праздники для ветеранов, новогодние балы, выездные концерты в Широковском со своими ВИА.
Школа – это стартовая площадка в будущее. Я всё больше убеждаюсь в этом, вспоминая свои ученические годы, своих одноклассников и учителей.
Андрей Токарев, оператор МУП Водоканал «Углеуральский»:
- У меня от школы остались самые тёплые воспоминания. Это было то место, где хотелось находиться постоянно. Теперь я понимаю, что атмосферу добра и уюта создавали наши учителя.
Мы постоянно были чем-то заняты: собирали металлолом, макулатуру, участвовали в школьных мероприятиях: «Ау, мы ищем таланты!», «Что, где, когда?».
А ещё мне школа дорога тем, что именно в ней со мной случилось важное событие – первая любовь. Девочка училась на класс старше, жила на Октябрёнке. Это около трёх километров от моего дома. И вот каждый вечер я наматывал по шесть километров, чтобы только быть рядом с ней. Отлично помню первое свидание, первый поцелуй.
Школу я закончил в 1988 году, но наш класс до сих пор ежегодно собирается на встречу выпускников. Одноклассники приезжают из разных мест нашей огромной России, чтобы вновь эмоционально прикоснуться к тому счастливому времени, вспомнить своих любимых учителей: Храмцову Тамару Иосифовну, Борисову Светлану Алексеевну, Высотину Анастасию Васильевну.
Подобную встречу мы пропустили только в этом году в связи с пандемией.
До сих пор поддерживаю связь с преподавателем музыки Верой Васильевной Тимашовой. Она учила моего старшего брата, меня, моего сына, сегодня работает в школе № 15. Творческий человек, профессионал, я ей желаю только хорошего.
Надежда Цыгуро, заместитель начальника управления образования:
- В качестве учителя я пришла в школу 1 сентября 1988 года. До этого 3,5 года работала вожатой. Коллектив учителей был небольшой, мы все были на виду, все вместе. И учителя, и школьники дневали и ночевали в школе. Мы организовывали «Вечера юмора», различные постановки, выпускали альманах «Литературный журнал», проводили литературные вечера. Помню, как на один из них пригласили Валентина Викторовича Соболева. Он работал главой Широковского поселения и писал великолепные стихи. Я долго переживала: придёт или нет, всё-таки глава поселения. Валентин Викторович пришёл, почитал нам стихи, мы тепло пообщались.
С приходом Веры Васильевны Тимашовой у нас в школе возникли агитбригады, вокальный ансамбль, ВИА. Помню некоторые фамилии тех, кто играл в нём. Это Саша Полуэктов, Коля Игнатьев, Юра Головков, Ольга Авраменко. Во втором составе играли Ильфат Валишин, Вася Белозёров, Серёжа Калинин. Это были ребята-старшеклассники. Они устраивали нам «Осенние балы», Новый год, играли на выпускных вечерах.
Мероприятия проходили в коридоре второго этажа школы. Актового зала у нас не было, а спортзал был маленький. Я помню, когда мы впервые поехали на волейбольный турнир в школу № 15, где был большой спортзал, наши девочки поначалу не могли совершить подачу, мяч не долетал до сетки.
Но потом мы освоились и, объединившись с педагогами школы № 15, создали команду «Куст», выступая на городских турнирах КВН.
У нас всё делалось коллективно. Привезут ёлку на Новый год, мы идём и наряжаем классами. Особенно запомнился фестиваль «60 лет республикам». Каждый из классов представлял одну из республик Союза. К фестивалю готовились долго, само мероприятие прошло с фурором.
Что интересно, практически до самого закрытия в школе существовал пришкольный участок. За это - особая благодарность нашим учителям биологии. На пришкольном участке мы садили картофель, морковь, горох и другое. Затем осенью выкапывали и отдавали в столовую. Собирали смородину, повара школьной столовой варили варенье и включали его в меню.
Было подсобное хозяйство и на шахте «Ключевская», которая шефствовала над нашей школой. Конечно, масштабы их подсобного были намного больше, чем у нас. Мы ходили туда с ребятами, помогали ухаживать за телятами, садили и убирали картошку. Концертные бригады школьников выходили к шефам и выступали перед рабочими нарядами. У каждого участка на шахте был свой подшефный класс. Помню, как моему классу шефы подарили дорогую и дефицитную вещь в то время - фильмоскоп.
Коллектив учителей был молодой и креативный. Все праздники отдыхали вместе под баян Веры Васильевны Тимашовой. До сих пор вспоминаю Анну Ивановну Бирюлёву, нашего завхоза. У неё каждая мелочь была учтена и знала своё место. По какой проблеме не обратишься, у неё всё есть!
После закрытия школы многие живут и работают в Губахе, а кого-то судьба разбросала по разным сторонам. Людмила Ивановна Заппарова сегодня - в Питере, Нина Васильевна Манцигонян, Татьяна Васильевна Гумарова, Роза Газизовна Нешта, Ирина Борисовна Шеланова, Оксана Богдановна Томчик, Наталья Алексеевна Кичева живут в Перми, Надежда Васильевна Ридель - в Чусовом, Любовь Сергеевна Янцен – в Германии, Надежда Анатольевна Сажиенко – в Подмосковье.
Было бы несправедливо сегодня не вспомнить и тех учителей, которых уже нет с нами, тех, кто посвятил педагогике всю свою жизнь. Это Высотина Таисия Васильевна, Борисова Светлана Александровна, Червоткина Зоя Аркадьевна, Мещеряк Людмила Николаевна, Сигалик Евгения Сергеевна, Шакирова Альфия Халитовна, Кротова Вера Ивановна, Сичкарь Лидия Ивановна, Мирошник Нина Петровна, Вежеватова Антонида Даниловна, Храмцова Тамара Иосифовна, Павлова Алла Аркадьевна.
Заранее извинюсь. Пусть не обижаются на меня родственники тех, кого я не упомянула. Просто именно с именами этих педагогов переплетается моя биография в школе.С течением времени стираются из памяти имена и фамилии, но остаются ощущения и эмоции, связанные с событиями. Основное ощущение, связанное со школой № 23, – тепло родного дома.
«Уральский шахтёр» - о закрытии школы
Разговоры о присоединении школы к пятнадцатой начались с 2008 года, но власти Губахи каждый раз откладывали окончательное решение, пока жизнь сама не подвела её к рубежу нерентабельности. В 2010 году на содержание школы тратилось чуть более 1 млн рублей в год. Из них 500 тысяч - на отопление. Но если в 2005 году учащихся было 200 человек, то к 2010 их осталось только 90 с наполняемостью классов от 3 до 16 человек.
«Уральский шахтёр» 20 апреля 2010 года так писал о закрытии школы: «… Горько одно: общая политика в стране, направленная на развитие и процветание точек роста, совсем не предполагает заботу о тех, кто оказался за пределами этих точек сегодня. Равно как и не вспомнит никто, почему и по чьей вине люди оказались за заветной чертой».
Справедливости ради следует сказать, что стагнация шахтёрских посёлков началась в конце 50-х прошлого столетия. Связано это было с отработкой многих шахт и сокращением рабочей силы. Вот как писал об этом заведующий библиотекой Углеуральского Александр Матвеевич Васильев в отчёте за 1960 год. В нём вскрываются причины снижения числа читателей: «…В связи с затуханием шахт и сокращением рабочей силы, отсутствием перспектив развития Углеуральского посёлка население уменьшилось, что привело к уменьшению показателей библиотеки». Но затухание не было стремительным, в 70-х годах в школе ещё учились в две смены, в параллелях количество классов порой доходило до четырёх. Учащихся насчитывалось до 600-700 человек. В 80-х годах школа работала уже в одну смену. К тому времени закрылись поселковые восьмилетки №,№ 27 и 29.
Затем пришли «благословенные» 90-е, которые добили угольную промышленность КУБа, и в 2021 году школа подошла к естественному концу. Казалось, что, закрыв нерентабельные детские сады и школы, переселив людей из отдалённых посёлков и ветхого жилья, мы наконец-то освободимся от проклятья 90-х. Но всё оказалось не так просто. Ровно 30 лет прошло с решения о распаде Союза, но и сегодня Губаха, несмотря на видимые успехи, испытывает острейший кадровый голод: на 90 безработных существует 600 вакансий. В их списке – врачи, педагоги и представители других востребованных профессий.
Было бы интересно вернуться к этой теме лет через тридцать.